Перспективы развития евразийской интеграции в новых геополитических реалиях
Елена Кузьмина, к.полит.н., зав. сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова, эксперт РСМД
Сегодня Евразийский экономический союз находится в сложной турбулентной экономической и политической ситуации. В странах-участницах до сих пор не преодолены последствия экономического кризиса, вызванного пандемией. Так, в 2020 г. падение совокупного ВВП ЕАЭС составило 2,7%, причем ни одна и стран-участниц не смогла даже сохранить ВВП на уровне 2019 г. Это было связано с объективными причинами пандемийных ограничений, сокращением мировой торговли и иностранных инвестиций. В большей степени пострадали грузо- и пассажирооборот (сокращение на 4,8% и 49,9% соответственно), внешняя и взаимная торговля (сокращение на 16,4% и 11,5% соответственно). Рост наблюдался только в производстве сельскохозяйственной продукции на 2,3%.
В целом в 2021 г. странам ЕАЭС удалось восстановить ВВП до уровня 2019 г. Его совокупный рост составил 2,9%. Предполагалось, что в 2022 г. экономики перейдут от стагнации к реальному росту.
Не меньшую сложность представляет собой политическая ситуация, которая отражается на экономиках государств. В 2020–2021 г. происходили события, которые влияли не только на внутриполитическую стабильность, но и на экономическую ситуацию в государствах — членах ЕАЭС: обострение военного противостояния в Нагорном Карабахе и прошедшие на этом фоне внеочередные парламентские выборы в Армении; внеочередные президентские и парламентские выборы 2021 года по результатам «революционного» всплеска конца 2020 г. в Кыргызстане; гражданское противостояние в ходе предвыборной президентской компании и после нее в Беларуси в 2020 г., а также введение Западом достаточно жестких санкций в отношении этого государства в 2020–2021 гг.; социальный взрыв в начале 2022 г. в Казахстане, переросший, по определению властей страны, в антигосударственный мятеж в Алматы.
Конечно, наиболее серьезным потрясением стало введение тотальных санкций против России и Беларуси с началом специальной военной операции на Украине. Произошла не только серьезная девальвация российского и белорусского рубля в результате начавшегося разрыва экономических связей Запада с Россией и Беларусью и отключения их от SWIFT, но и осложнилась логистическая составляющая экономического развития. Экономически пострадали не только указанные две страны Союза, но и остальные государства — члены ЕАЭС, в том числе под удар попали их национальные финансовые системы.
Кроме того, на страны объединения оказывается серьезное политическое давление со стороны Запада с целью их отказа или сокращения экономического взаимодействия с Россией. Однако такая мера экономически нецелесообразна для стран Союза. Так, например, объем взаимной торговли товарами ЕАЭС за 2021 г. составил 72,6 млрд долл. По сравнению с 2020 г. его величина возросла на 31,9%, или на 17,6 млрд долл. Уровень «доковидного» 2019 г. превышен на 17,8% или на 11 млрд долл.
Рост объемов экспорта взаимной торговли в 2021 г. по сравнению с 2020 г. зафиксирован во всех государствах: в Кыргызстане — на 44,9%, Казахстане — на 34,9%, России — на 34,3%, Армении — на 25,2%, Беларуси — на 24,7%. Увеличение импортных закупок во взаимной торговле по сравнению с 2020 г. также наблюдалось во всех странах: в Беларуси — на 43,5%, Кыргызстане — на 39,2%, России — на 27,2%, Казахстане — на 25,4%, Армении — на 20,4%.
Отрицательное сальдо взаимной торговли со странами-партнерами сложилось для всех государств — членов ЕАЭС, кроме России так как для них она — важнейший торговый партнер и крупнейший рынок сбыта товаров. Кроме того, наша страна имеет значительную долю импорта продовольственных, ресурсных и промышленных товаров в эти государства. Доля России в импорте Армении — 37,2%, Беларуси — 58,7%, Казахстана — 42,1%, Кыргызстана — 33,7%.
Важное значение Россия имеет и в вопросах приема трудовых мигрантов. По данным МВД РФ, за 7 месяцев 2021 года только уведомлений о заключении трудового договора зарегистрировали 112 348 граждан Армении, 25 624 гражданина Беларуси, 43 126 граждан Казахстана и 261 140 граждан Кыргызстана[1].
И это лишь некоторые сферы экономического взаимодействия государств ЕАЭС, которые способствуют развитию национальных экономик и их производственного потенциала.
Евразийский экономический союз смог наладить более тесное взаимодействие в период пандемии в поставках и производстве вакцин, медикаментов и медицинского оборудования, а также обеспечить своих граждан продовольствием и товарами первой необходимости. Кроме того, правительства государств-членов совместно работали над недопущением резкого падения экономических показателей. Этот опыт позволил продолжить взаимодействие участников объединения и принять программу противодействия общим экономическим проблемам, связанным с беспрецедентными санкциями в отношении ряда государств ЕАЭС.
17 марта 2022 г. на заседании Совета ЕЭК в Москве премьер-министрами государств-членов был утвержден перечень первоочередных мер по повышению устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС. Он обсуждался и был принят на совместном заседании Евразийской экономической комиссии совместно с министерствами экономик и финансов, а также национальными банками стран союза. Пакет документов включает 34 первоочередные меры по повышению устойчивости ЕАЭС. Эти меры охватывают четыре блока вопросов.
Первый блок посвящен таможенному, тарифному и нетарифному регулированию, а также защитным мерам в торговле. К ним отнесены: снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот на товары критического импорта, принятие единых мер нетарифного регулирования в отношении экспорта отдельных видов товаров для сохранения целостности внутреннего рынка союза, принятие мер, направленных на сокращение сроков совершения таможенных операций и их упрощение.
Для повышения устойчивости национальных экономик Решением ЕЭК уже установлены особые ставки ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа в отношении более 450 видов товаров. Перечень затрагивает детское питание, товары для промышленного производства и строительной сферы, некоторые виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции (семена подсолнечника, соки, сахара, какао-порошок, аминокислоты, крахмалы, ферменты и другое). В ЕАЭС также повышен порог беспошлинного ввоза посылок для физических лиц с 200 до 1000 евро.
Второй блок мер затрагивает вопросы укрепления внутренних рынков и кооперации. Важным остается вопрос условий для беспрепятственного движения рабочей силы, да и в целом перемещения граждан в рамках ЕАЭС. Предполагается стимулирование взаимных инвестиций, механизмов и программ обусловленного целевого финансирования. Не осталась без внимания и оптимизация процедур регистрации лекарственных средств и медицинских изделий, а также ускоренное формирование комплекса мер по полноценной цифровизации государственных закупок.
Один из важнейших факторов преодоления санкционного давления — обеспечение продовольственной безопасности Союза. Хотя на текущий момент уже достигнута самообеспеченность основными продовольственными товарами — мясом, молоком, хлебом, овощами и другим, однако, по словам главы ЕЭК М.Мясниковича, «есть чувствительные позиции, поэтому будет проработано введение меры по ограничению вывоза отдельных видов сельскохозяйственных товаров за пределы территории ЕАЭС (например, зерновых культур, сахара и др.)». Уже сегодня поддержаны предложения рабочей группы высокого уровня по организации эффективных взаимных поставок внутри объединения удобрений, семенного материала и другой продукции.
В условиях перекрытия ряда транспортных и логистических путей ЕС и США встал вопрос формирования новых логистических цепочек. Уже ведется работа по ускоренному созданию Евразийского агроэкспресса по аналогии с уже работающим агроэкспрессом Узбекистан — Россия. Причем речь идет не только о скоростных перевозках продуктов питания внутри ЕАЭС, но и выходом на Китай. Налаживание регулярных агропоездов поможет сформировать конкурентный морскому фрахту тариф и сократить сроки поставок (например, в Китай до 10–14 дней).
По словам М.Мясниковича, ЕЭК утверждена дорожная карта по созданию локализованных мощностей для сборки и технического обслуживания воздушных судов и производства авиакомпонентов.
Третий блок мер рассматривает проблемы финансовых и валютных рынков государств-членов. В настоящее время 74% взаимной торговли осуществляется в национальных валютах стран ЕАЭС. Решено и далее расширять использование национальных валют при осуществлении расчетов во взаимной торговле. Важно в период отключения некоторых банков России и Беларуси от системы SWIFT обеспечить взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений. Однако такой полномасштабный переход к торговле в национальных валютах, по мнению чиновников ЕЭК, будет более эффективен при условии формирования ценообразования в национальных валютах стран ЕАЭС.
Также необходимо ускоренное формирование Евразийской перестраховочной компании, для обеспечения страховок, в первую очередь торговой и логистической деятельности.
Четвертый блок предусматривает меры по международному экономическому сотрудничеству с третьими странами и интеграционными объединениями. На первый план вынесены вопросы проработки механизмов расширения торгово-экономического сотрудничества с ключевыми партнерами, заключение соглашений об устранении технических барьеров во взаимной торговле со всеми заинтересованными странами. Сегодня ни одна страна, которая ведет переговоры по подписанию соглашений о Зоне свободной торговли с ЕАЭС, не приостановила их. Более того, ЕЭК и Иран продолжили работу по подписанию договора о полномасштабной ЗСТ, идет углубление взаимодействия со странами-наблюдателями, в первую очередь с Узбекистаном. Также Монголия подтвердила свои намерения по началу работы над договором о ЗСТ в ЕАЭС.
Принятая программа мер по сохранению экономической стабильности — это лишь первоочередные шаги. Документ, по заверениям чиновников ЕЭК, имеет открытый характер и будет дополняться по мере необходимости.
Стоит отметить, что эта программа имеет достаточно широкий формат. Отчасти это связано с текущей ситуацией — почти полного закрытия для России и Белоруссии доступа к западным рынкам и финансовым ресурсам. Подчеркнем, что для ЕАЭС в целом большую важность представляет ситуация в российской экономике, поскольку для всех государств-членов Россия — это крупнейший торговый и инвестиционный партнер. Поэтому полнота выполнения поставленных задач зависит от того, насколько быстро, а самое главное плодотворно Россия перестроит свою экономику, исходя из новых условий.
Однако есть и внутренняя для ЕАЭС задача, которая обозначена в Договоре о Евразийском экономическом союзе и всех последующих законодательных актах, — необходимость диверсифицировать национальные экономики для перехода от ресурсной направленности к ресурсно-производственной. Эта задача также обуславливает появление такой программы.
Навряд ли сегодня возможно выполнить все пункты указанной программы равнозначно, что связано и с внешней постоянно меняющейся конъюнктурой, и с внутренними проблемами экономик государств. Однако есть задачи, которые можно выполнить в значительной мере. В первую очередь к ним относится обеспечение продовольственной безопасности Союза. Представляется, что у участников ЕАЭС есть возможность даже нарастить поставки некоторых видов сельхозпродукции и продуктов питания на внешние рынки — например, пшеницы и молочных продуктов.
Сегодняшняя ситуация подталкивает страны не просто создавать единые энергетические рынки, но и расширять переработку углеводородов, что позволит как увеличить производственные мощности стран, так и расширить номенклатуру своего экспорта готовой продукции.
Одной из основных проблем остается сокращение возможностей привлечения инвестиций, в том числе взаимного инвестирования. Санкции и связанная с ними высокая инфляция порождают негативные ожидания в этой сфере. Однако заинтересованность многих, в первую очередь азиатских государств в продовольствии, лекарствах, энергоресурсах и некоторых машиностроительных товарах, производимых в ЕАЭС, дают возможность выстраивания новых инвестиционно-производственных связей.
Не меньшую важность представляет и модернизация национальных экономических программ развития, а также сопряжение этих программ с уже действующими общими задачами объединения. Это одно из основных условий выполнения данной программы и долгосрочного развития ЕАЭС.
___________________
[1]. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - июль 2021 года.
РСМД. 06.04.2022