Председательство Казахстана в СНГ вселяет определенный оптимизм

Эдуард Полетаев


28–29 марта в Алматы, городе, в котором в 1992 году было подписано соглашение о ее создании, пройдет торжественное заседание Совета Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ, отмечающей свое 30-летие. В 2022 году ротационное председательство в Содружестве осуществляет Казахстан, и основные важные мероприятия организации пройдут в этой стране. 15 февраля в Минске Казахстан презентовал концепцию своего председательства, поддержанную государствами-участниками СНГ, отметившими, что будут оказывать ей всемерное содействие.

Традиционно одним из драйверов укрепления доверия и взаимопонимания между государствами Содружества являются культурно-гуманитарное и торгово-экономическое сотрудничество (в 2021 году товарооборот между странами увеличился на 29%). 18 марта в Москве под председательством заместителя премьер-министра Казахстана – министра торговли и интеграции Бахыта Султанова состоялось заседание Экономического совета СНГ. Ключевым вопросом мероприятия стало рассмотрение проекта соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций государств-участников Содружества. Подписание документа планируется на заседании одного из высших органов СНГ в текущем году. Реализация его положений должна стать важным фактором развития зоны свободной торговли и роста национальных экономик.

Вопрос обеспечения безопасности и экономической стабильности – один из приоритетов казахстанского председательства. Об этом говорили специалисты из Казахстана и других стран СНГ на заседании экспертного клуба «Председательство Казахстана в СНГ и вопросы безопасности», организованного ОФ «Мир Евразии».

«Деятельность СНГ – в первую очередь это экономика, – заявил директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, член Общественного совета при МИД РК Шавкат Сабиров. – Если страны вдруг разойдутся, то что будут делать с зоной свободной торговли (ЗСТ)? Придется подписывать многочисленные двусторонние договоры с каждой страной, которая не входит в ЕАЭС. А их по самым простым подсчетам больше ста. Договор о ЗСТ радикально упростил правовые основы торгово-экономических отношений между странами, он обеспечивает основную экономическую функцию организации, благодаря ему СНГ в основном и существует, причем будет жить долго. Сегодня на долю стран-участниц договора приходится свыше 90% взаимной торговли Содружества».

Руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» из Уфы Алексей Чекрыжов напомнил, что в октябре 2021 года в ходе заседания Совета глав государств СНГ среди будущих первостепенных задач председательства казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев обозначил активизацию и наращивание торгово-экономического сотрудничества, кооперацию производства и совместное противостояние угрозам терроризма. Тогда еще никто не знал, с какими вызовами странам Содружества придется столкнуться в начале 2022 года. Казахстан принял председательство в СНГ в очень непростое время.

«Вопросы наращивания торгово-экономического сотрудничества государств СНГ в период председательства Казахстана могут трансформироваться в задачи обеспечения экономической безопасности всех участников, – считает эксперт. – Это важно в призме новой волны всесторонних санкций против экономики России. Не выделяя правых и виноватых, можно с уверенностью утверждать, что теперь предстоит минимизировать влияние экономических ограничений со стороны Запада. В определенной мере успешность противодействия санкционному давлению на уровне СНГ зависит, прежде всего, от самой России – от запаса прочности ее хозяйственного комплекса. Иными словами, если в Кремле смогут нивелировать влияние новых пакетов санкций, то они не скажутся и на других государствах Содружества. Пока Москва демонстрирует способность противостоять экономическим рискам. Однако значение будут иметь средне- и долгосрочный сценарии прочности».

Также политолог предположил, что Казахстан может вернуться к опыту международной медиации, видимо, имея в виду мирные переговоры в Астане 2017 года с целью завершения гражданской войны в Сирии. «Вернуться уже не только как председатель СНГ, но и как не вовлеченный в российско-украинский конфликт постсоветский актор, – заявил он. – Достижение договоренностей формата «Минск» между Россией и Украиной уже невозможно. На это не пойдет западный блок. Однако вполне реально подключение медиационной системы "Астана"».

Эту тему продолжил директор казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, отметивший, что сейчас в конфликте двух стран подходящего посредника нет. «Таковым может стать Казахстан, учитывая его соответствующее предложение в 2014 году и недавнее заявление действующего президента Касым-Жомарта Токаева, – сказал он. – Причем наша страна может действовать в этом направлении как председательствующая в СНГ, используя возможности данной структуры. К тому же Украина официально из состава Содружества пока не вышла».

В целом, по мнению политолога, следует расширить функции и полномочия Совета министров иностранных дел СНГ, сделав его полноценным медиатором во время различных споров и конфликтов стран-участниц. В том числе с акцентом на превентивную дипломатию с целью недопущения перерастания конфликтов в вооруженные столкновения. И все это нужно делать уже сейчас. А после урегулирования конфликта между двумя странами можно будет пересмотреть всю систему работы Содружества и его структур, включая Объединенную систему ПВО и Антитеррористический центр. «Относительно последнего важно посмотреть, что следует изменить в его деятельности в интересах предотвращения в странах-участницах СНГ инцидентов, аналогичных январским событиям в Казахстане», – подчеркнул эксперт.

Председательство Казахстана будет проходить в русле Концепции внешней политики РК с 2020 по 2030 год, согласно которой он развивает двустороннее и многостороннее сотрудничество в рамках СНГ. «Отдельной строкой проходит укрепление безопасности, – заявил главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения комитета науки МОН РК Юрий Булуктаев. – Казахстаном и Россией недавно подписаны документы по военно-техническому сотрудничеству. Для других участников СНГ данный вопрос также станет приоритетным, учитывая важность неприкосновенности границ».

Профессор Сибирского института управления — филиала РАНХиГС при президенте РФ Сергей Бирюков констатировал, что занятие позиции председателя в СНГ Казахстаном происходит в весьма драматической обстановке. «Вопрос стоит о серьезном переформатировании отношений, – считает он. – Военные результаты – это одно, а политические, экономические и гуманитарные последствия будут гораздо сложнее. Я говорю о конфликте, который мы наблюдаем между двумя странами, Россией и Украиной, учредившими СНГ».

Содружество, как уверен профессор, – это интересная структура, с большим опытом существования, имеющая обширный формальный функционал, определенный бюрократический аппарат. Однако экспертам достаточно сложно сформулировать стратегию, которой руководствуется эта организация. Нет существенных инициатив, которые действительно бы сплачивали постсоветское пространство. Проблемы в отношениях между странами СНГ возникают на регулярной основе. Возможно, сохраняется символическое отношение к этой организации со стороны среднестатистического гражданина – это восприятие некоторого единства, хотя бы существования видимости единого пространства, отсутствия полного разрыва. Скорее существование СНГ – это функция некоей психологической терапии для людей, которые принимают постсоветское единство для себя как желательное.

«В этой ситуации председательство Казахстана вселяет определенный оптимизм, – убежден эксперт. – Поскольку это та страна, которая не вызывает антипатии и неприятия ни у одного члена СНГ. Функции арбитража и выдвижения инициатив со стороны Казахстана по модернизации организации, если таковая возможна, могут быть положительно приняты разными сторонами. Но самая главная функция, которую Казахстан мог бы реализовать в рамках своего председательства, – это инициация диалога между политическим руководством, элитами стран о том, чего мы ждем от СНГ, можем ли чего-то хотеть, стоит ли это делать и обсуждать новую платформу. Соответственно, быть модератором и наполнять содержанием функционирование Содружества, поскольку структур много, а деятельность по поддержанию бесконфликтного состояния не осуществляется. Есть запрос на начало такого диалога, сами события к нему подводят».

«Надеюсь, Казахстан, в столь сложный для Содружества год взявший на себя председательство, сможет справиться с поставленными задачами, – пожелал доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Равшан Назаров. – Но я не согласен с тезисом о том, что каждый член объединения обязательно должен всегда и во всех проектах участвовать. Кому-то интересней гуманитарное сотрудничество, кому-то – экономическое, кому-то – вопросы безопасности. Допустим, Таджикистан больше всего беспокоит безопасность своих южных границ. Узбекистану нужна вода, Кыргызстану – развитие экономического вектора. Важно, чтобы деятельность СНГ продолжалась во всех направлениях. На мой взгляд, эта организация еще далеко не исчерпала своих потенциальных возможностей».

Что мы видим сегодня? Конечно, если оценивать экономические и торговые возможности стран СНГ, то у организации есть потенциал. Но в то же время между отдельными странами СНГ имеются серьезные противоречия, которые не позволяют этот потенциал раскрыть и реализовать. Что остается делать в такой ситуации? Скорее всего, правильно оценивать реальность.

«Надо отказаться от абстрактных и амбициозных целей и задач и начинать с базовых основ, с укрепления доверия между странами СНГ, – призвал политолог Замир Каражанов. – Если сотрудничать в сфере экономики, торговли или инвестиций трудно, то акцентировать внимание на гуманитарных областях – культуре, образовании, здравоохранении. Это важно для Казахстана и стран Центральной Азии, которые находятся в центре Евразии и, кроме соседей, не имеют другого пути для выхода к морю. Поэтому необходимо консолидировать усилия на сохранении тех направлений, которые работают. Мир не стоит на месте, меняется геополитическая обстановка. Здесь нужно учитывать риски и искать открывающиеся возможности».

«Тезисы, которые выдвигает Казахстан в рамках председательства в СНГ, – это задачи, которые мы на заседании экспертного клуба обсуждаем в последние годы, – сказал заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергей Козлов. – Хотелось бы, чтобы Казахстан (а это страна ни с кем не воюющая, не являющаяся участником конфликтов, разгорающихся на постсоветском пространстве) играл более активную роль в СНГ. За 30 лет изменились страны, их возможности, устремления, но я не вижу, чтобы общий интерес к Содружеству сильно поменялся. Казахстану надо придать новый импульс развитию данной организации в области экономического сотрудничества и безопасности наших стран. Эти вопросы сегодня выходят на первый план».

СНГ считают базовой площадкой для разных форм и уровней постсоветской интеграции. Если считать эту интеграцию целью, способной объединить людей, то она нуждается в расшифровке, конкретизации. «Содружество остается полезным, но не особенно заметным объединением, – резюмировал дискуссию политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын. – С другой стороны, для Казахстана и ряда других стран нет ясно очерченной альтернативы, и есть ли смысл ограничивать сотрудничество со странами двусторонними отношениями? Тридцать лет путь СНГ определял поиск правильных интеграционных векторов. В чем-то интеграция удалась, а в чем-то не очень. Теперь многое будет зависеть от итогов российско-украинского конфликта, от способности Содружества извлечь уроки из собственного опыта, учитывая новые внутренние и внешние условия, и предложить (продолжить) реализуемые цели развития».

Ритм Евразии. 25.03.2022

Читайте также: