Косово отделилось от сербского референдума

В Сербии 16 января состоялся референдум по поправкам к конституции. Власти намерены изменить законодательство в области правосудия, чтобы привести его в соответствие с нормами ЕС. Оппозиция выступила против, обвинив власти в том, что референдум организован наспех и что следующим изменением конституции может стать исключение из ее преамбулы положения о принадлежности Косово Сербии. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

В последний раз референдум в Сербии проводился в 2006 году — конституция страны была тогда изменена после того, как Черногория приобрела независимость по итогам собственного референдума. Спустя более 15 лет гражданам республики предложены новые поправки к Основному закону. На сей раз — в области правосудия. Объявленная цель — сделать правосудие более независимым от политики и привести в соответствие с нормами ЕС, куда Сербия стремится когда-нибудь попасть.

Отныне судей и прокуроров предлагается избирать не в сербском парламенте, а на соответствующих Советах — судейском и прокурорском, которые по идее должны быть независимыми.

Весь последний месяц власти Сербии активно агитировали за успех референдума. Президент страны и лидер правящей Сербской прогрессивной партии Александр Вучич не раз предупреждал, что в случае провала референдума интеграция страны в ЕС будет остановлена. В воскресенье президент пришел на участок ранним утром и после голосования объявил, что изменения в конституции важны для привлечения иностранных инвесторов. А премьер Ана Брнабич вообще откровенно призналась журналистам, что проголосовала «за» и тем самым выполнила свой гражданский долг.

Вся же сербская оппозиция высказалась против референдума. Одна ее часть призвала попросту проигнорировать инициативу властей, другая же предложила своим сторонникам в референдуме поучаствовать, но проголосовать против.

Оппозиция считает, что референдум готовился на скорую руку и что большинство населения вряд ли понимает, за что ему предлагается голосовать.

Референдум, действительно, был объявлен только 30 ноября, а вынесенный на него вопрос звучит не особо конкретно: «Согласны ли вы на утверждение акта об изменении Конституции Республики Сербии?» Предполагается, что все граждане, перед тем как прийти на участки для голосования, внимательно изучат этот акт.

Оппозиция обвиняет власти и в том, что те заранее «помогли» себе обеспечить желаемый позитивный исход референдума. В конце ноября сербский парламент, где из 250 депутатов реальных оппозиционеров всего семь, принял новый закон о референдуме, отменив прежнее положение о необходимости явки в 50 и более процентов. Теперь для успеха референдума достаточно большинства от любого числа принявших в нем участие.

Однако едва ли не главным опасением оппозиционеров стало то, что, обкатав беспроигрышную модель референдума, власти вскоре применят ее и для исключения из преамбулы конституции положения, которое гласит: «Косово и Метохия является составной частью Сербии». Хотя власти упорно повторяют, что нынешний референдум не имеет никакого отношения к Косово, без нормализации отношений с этим бывшим сербским автономным краем, провозгласившим еще в 2008 году независимость, интеграция Сербии в ЕС невозможна — как бы она ни приводила свое законодательство в соответствие с европейскими нормами.

Тем не менее Косово все же оказалось вовлечено и в нынешний сербский референдум.

Его власти наотрез отказались организовывать на своей территории участки для голосования для проживающих там сербов, имеющих также гражданство Сербии. Косовские власти предложили сербам проголосовать по почте либо в сербском Офисе связи, находящемся в Приштине. Не помог даже настойчивый призыв ведущих стран Запада. США, ЕС, Германия, Франция, Италия и Великобритания обратились к правительству Косово с требованием позволить ОБСЕ организовать для косовских сербов голосование на референдуме, поскольку он «крайне важен на пути Сербии в Европу». До сих пор именно ОБСЕ курировала участие косовских сербов в различных выборах в Сербии.

Однако премьер Альбин Курти остался непреклонен, заявив: «Референдум на суверенной территории другого государства не является приемлемой практикой для любой демократической страны». Более того, 15 января по инициативе премьера косовский парламент собрался на чрезвычайное заседание и голосами присутствовавших депутатов единогласно принял резолюцию против проведения сербского референдума на территории Косово, поскольку, как сказано в решении, он «нарушает суверенитет и конституционный порядок республики». Десять депутатов поддерживаемого Белградом «Сербского списка» перед самым голосованием по резолюции покинули зал заседаний парламента.

Впрочем, в благоприятном для властей Сербии исходе нынешнего референдума и в принятии поправок к конституции изначально практически никто не сомневался.

Поэтому сербская оппозиция постаралась максимально принизить его значение, дав понять, что главные баталии еще впереди.

«Этот референдум не имеет никакого политического смысла,— объявил заместитель лидера Демократической партии Бранимир Йованчичевич.— Для нас референдум пройдет 3 апреля». На этот день в Сербии назначены президентские и парламентские выборы.

Коммерсантъ. 17.01.2022

Читайте также: