Рада намерена денонсировать Большой договор Украины с РФ

Татьяна Ивженко

На этой неделе в Верховной раде могут рассмотреть обращение к правительству с требованием отменить безвизовый режим для граждан РФ. Последние две недели вопрос активно обсуждался в кулуарах: приверженцы идеи визового режима хотят получить гарантию поддержки при голосовании. Если это удастся, то визы для россиян могут быть введены через полгода. В то же время начнется подготовка к выходу Украины из Договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с РФ.

Вопрос о денонсации Большого договора поднимался в 2014 году, после выхода Крыма из состава Украины. Тогда в Киеве не решились разорвать отношения из-за опасений, что в РФ это воспримут как объявление войны.

Поэтому договор действует. И хотя в политических заявлениях украинское руководство говорит о «вооруженной агрессии» РФ против Украины, в международном правовом поле Украина и Россия находятся в состоянии дружбы, сотрудничества и добрососедства.

В конце мая с.г. исполнилось 20 лет с момента подписания Большого договора. По этому поводу российский МИД обнародовал заявление: «Само существование этого документа служит залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений. Несмотря на откровенно недружественные шаги нынешних киевских властей, не устаем повторять, что российская сторона открыта к конструктивному диалогу и к взаимовыгодному сотрудничеству. У нас нет сомнений, что рано или поздно мы придем к необходимости восстановления полноценных связей между нашими странами и народами».

В Украине убеждены, что возврата к прошлому нет. По данным фонда «Демократические инициативы» им. И.Кучерива, 49% украинцев верят в восстановление нормальных отношений между государствами, но считают это возможным в весьма отдаленной перспективе. Условием примирения называют, в частности, прекращение войны и возвращение Украине контроля над всей территорией Донбасса (43%), а также возвращение Крыма (31%).

Власть придерживается такой же позиции. По каким причинам не пытаются денонсировать Большой договор, ранее рассказал в интервью агентству «Укринформ» замминистра иностранных дел Вадим Пристайко. По его словам, Украина собирается использовать договор для подачи в международный суд иска о том, что Россия нарушила положения этого договора: «А если бы мы позволили себе разорвать этот договор, россияне нам бы сказали: «Подождите, мы ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств». Поэтому мы не можем позволить России соскочить с такого крючка».

Украинский политический эксперт, философ Сергей Дацюк в своем блоге на «Украинской правде» отметил, что подача судебного иска не связана с тем, действует договор в момент обращения в суд или нет: Крым вошел в состав РФ при действующем договоре, в котором стороны признали границы друг друга и обязались уважать территориальную целостность государства-партнера.

Бывший глава МИД Украины Владимир Огрызко тоже считает, что пояснения о сохранении Большого договора ради обращения в международные суды – только отговорка. В комментарии Радио «Свобода» он отметил, что Украина, не разрывая договор с РФ, вынуждена выполнять его нормы: «Российская Федерация давно растоптала эти положения, аннексировав Крым и начав войну в Донбассе. Для нее международное право – это тряпка, о которую она может вытереть ноги. А мы хотим быть святее папы Римского…».

Эксперт Сергей Дацюк считает, что в результате украинская сторона оказалась в сложной ситуации. Например, санкции, введенные Киевом против граждан РФ и компаний, имеющих связи с Российским государством, явно противоречат нормам Большого договора. Он отметил, что команда Порошенко действует полумерами, «постоянно кивая на то, что мы не в состоянии войны. А не в состоянии войны, потому что действует договор (о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с РФ. – «НГ»). А договор действует потому, что наши олигархи-политики собираются судиться с Россией… попутно зарабатывая барыши на контрабанде… Разрывать договор нужно, потому что наличие такого документа постоянно вынуждает нас воздерживаться от введения военного положения, от радикальных экономических санкций, от привлечения к ответственности украинских олигархов-предателей и т.д.».

В самом документе сказано, что действие договора должно подтверждаться и продлеваться каждые 10 лет. Но отсчет времени, обратил внимание Сергей Дацюк, следует вести не с момента подписания документа, а с момента вступления его в действие. Если Киев соберется разорвать договор, то должен будет официально уведомить Москву не позднее октября 2018 года. «Письменное заявление Украины – это документ, имеющий международный вес, его будут изучать в ООН юристы, комментировать политики и эксперты из разных стран, цитировать СМИ». По мнению Дацюка, это дало бы Украине возможность усилить свои позиции в противостоянии с Россией.

Но в Киеве далеко не все разделяют радикальную позицию. Ряд политических сил выступает за нормализацию отношений с РФ (предлагается отложить вопрос Крыма и вступить в переговоры с руководством ДНР и ЛНР). Есть и лагерь тех, кто, выступая с воинственной риторикой, не стремится перейти от слов к делу – из опасений относительно «большой войны», из-за страха потерять избирателей и проиграть на выборах, из-за советов западных лидеров не обострять ситуацию.

Последовательно жесткую и бескомпромиссную позицию в отношении РФ выдерживают только «Народный фронт» Арсения Яценюка и партия с львовскими корнями «Самопомощь». Именно представители «Народного фронта», а также бывшие соратники Яценюка (как, например, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов) инициируют денонсацию Большого договора, разрыв дипломатических отношений с РФ, введение виз для россиян.

На днях Турчинов отметил, что вопрос о введении визового режима «не просто назрел, а перезрел, его необходимо реализовать как можно быстрее». Он напомнил, что с 11 июня украинцы смогут пересекать границы стран ЕС без виз, по биометрическим паспортам: «У нас будет открытый въезд в Европу. И на востоке (Украины. – «НГ») необходимо выстраивать границу, которая защитит цивилизацию (западную. – «НГ») от агрессии Российской Федерации».

Глава СБУ Василий Грицак, отвечая на вопрос журналистов, сказал, что если Украина введет визовый режим с РФ, то может разрешить безвизовые поездки для россиян с биометрическими паспортами (то есть утвердить такие же правила, как для украинцев в Европе).

Решение этого вопроса не требует вмешательства депутатов. Верховная рада вправе только обратиться к правительству со своим предложением (требованием). Окончательное решение будет приниматься на уровне президента страны, МИДа, других органов исполнительной власти. Министр юстиции Украины Павел Петренко, реагируя на заявление Турчинова, сказал журналистам: «Юридические механизмы (для введения визового режима с РФ. – «НГ») готовы абсолютно. Это технический процесс. Если будет политическое решение, Украина готова».

Представитель украинского внешнеполитического ведомства Марьяна Беца на днях заявила, что МИД Украины тоже готов будет выполнить соответствующее решение, если оно будет принято. Но отметила, что есть множество сложных вопросов, которые требуется решить. Первый из них – как ответные меры РФ скажутся на работающих в России украинцах. Кроме того, как отметила Беца, «надо понимать, что у нас есть территория Крым, временно оккупированная, то есть как тогда будет действовать въезд на территорию Крыма, если Россия введет зеркальные меры?.. Это же все-таки наша территория, мы же не будем въезжать туда по визам». Но в целом в украинской политике начинают громче звучать голоса тех, кто настроен на радикальный разрыв отношений с Россией.

Независимая газета. 05.06.2017

Читайте также: