Премьеры договорились о пломбах и кредитных историях
Евгения Крючкова, Ереван
Премьер-министры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на последней в этом году встрече закрыли сразу два вопроса, ранее «зависших» из-за разногласий на несколько лет — о применении электронных таможенных пломб при грузоперевозках и об обмене данными кредитных историй клиентов банков. Премьеры также согласовали дорожную карту о развитии электронной торговли в ЕАЭС. Принять решение по одному из ключевых вопросов в этой сфере, о снижении порога беспошлинного ввоза при трансграничной интернет-торговле, впрочем, не удалось — дополнительные консультации потребовались Казахстану.
Последняя в этом году встреча премьер-министров ЕАЭС прошла в Ереване — собравшись еще в четверг, главы правительств начали работу с двусторонних встреч и с заседания в узком составе. Вчера же на заседании уже в расширенном формате подводили итоги работы. Как и годом ранее, когда премьеры также встречались в Ереване, саммит прошел на фоне сложной для принимающей стороны обстановки — премьер-министр Армении Никол Пашинян в своем выступлении отметил новую стадию эскалации конфликта с Азербайджаном (см. “Ъ” от 17 ноября).
В остальном заседание прошло в привычном режиме — премьеры, в частности, зафиксировали восстановление союзной экономики. ВВП стран ЕАЭС в январе—сентябре вырос на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, объем взаимной торговли — на 32,5%, внешней — на 32,7%. При этом значительно увеличился импорт товаров в ЕАЭС из третьих стран (почти на 24%, или на $27 млрд), что заставило премьеров обратиться к проблеме импортозамещения. По словам белорусского премьера Романа Головченко, ощутимую долю прироста импорта «могла бы занять взаимная торговля внутри союза» — он предложил поручить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подготовить информацию по такому импорту с анализом возможностей его замещения.
Пока же премьеры одобрили дорожную карту по развитию электронной торговли — как отметил премьер РФ Михаил Мишустин, у бизнеса теперь появятся «четкие и понятные правила работы, исключающие дополнительную административную нагрузку, с опорой на современные технологии и бизнес-процессы». Документ предусматривает базовый пакет мер — по словам министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, предполагается разработка проекта международного договора, в котором будут нормы, регулирующие работу единого рынка, положения о защите прав и интересов участников, об ограничении недобросовестных практик, о досудебном решении споров и об обеспечении устойчивости инфраструктуры.
Однако премьеры, видимо, пока не смогли окончательно договориться о снижении беспошлинного ввоза товаров в рамках трансграничной интернет-торговли. Ожидалось, что на заседании будет рассмотрен вопрос о постепенном снижении такого порога с €200 до €20 к 2024 году (см. “Ъ” от 17 ноября). Но конкретных цифр на вчерашнем заседании не прозвучало — премьер Киргизии Акылбек Жапаров лишь отметил, что нужно принимать решения по снижению порогов беспошлинной электронной коммерции с учетом анализа итогов пилотных проектов. Роман Головченко предложил подписать соответствующее поручение межправсовета от четырех стран «пятерки» — дополнительное время для консультаций по этому вопросу пока требуется Казахстану.
Два долгоиграющих вопроса сотрудничества стран союза вчера все же удалось «закрыть». Согласовано соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб при транспортировке грузов — из-за разногласий этот процесс занял более пяти лет. По словам Никола Пашиняна, это позволит перейти на цифровое управление грузовыми перевозками, сократить временные и финансовые затраты участников логистического процесса, оптимизировать таможенные процедуры. Теперь ожидается, что в декабре президенты стран «пятерки» подпишут этот документ.
Одобрено вчера и соглашение о порядке обмена данными кредитных историй. По словам Михаила Мишустина, это предоставит равные возможности гражданам ЕАЭС при обращении за займами на всей территории союза, а банкам позволит проверять историю клиента «вне зависимости от того, какой у него паспорт». Работа над документом велась с 2015 года, однако разногласия (Россия рассчитывала на прямой обмен такими данными, а Казахстан — через госструктуры) затормозили процесс согласования. По итогам заседания в ЕЭК пояснили, что соглашение прописывает взаимодействие на уровне кредитных бюро, а также устанавливает полномочия финансовых регуляторов по надзору за этим трансграничным обменом.
Коммерсантъ. 20.11.2021