Переговорчики в строю
Кирилл Кривошеев, Павел Тарасенко; Аршалуйс Мгдесян, Ереван
Президенту РФ Владимиру Путину все-таки удастся собрать на трехстороннюю встречу своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Переговоры, как сообщили в Кремле во вторник, пройдут 26 ноября в Сочи, а главной темой станет «восстановление и развитие торгово-экономических и транспортных связей». Учитывая недавнее обострение на границе Сюникской области Армении, через которую Азербайджан рассчитывает проложить коридор в Нахичеванский анклав, встреча станет попыткой потушить все сильнее разгорающийся пожар. А заодно, как предсказывают опрошенные “Ъ” армянские и азербайджанские эксперты, и возможностью обсудить шансы на улучшение отношений между Ереваном и Анкарой.
Во вторник Кремль подтвердил встречу лидеров России, Армении и Азербайджана: она состоится в Сочи 26 ноября. «Планируется рассмотреть ход реализации договоренностей лидеров трех стран от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, а также наметить дальнейшие шаги по укреплению стабильности и налаживанию мирной жизни в регионе. Особое внимание будет уделено вопросам восстановления и развития торгово-экономических и транспортных связей»,— заявили в пресс-службе Кремля, отметив, что «предусмотрены отдельные беседы Владимира Путина с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном».
Первоначально планировалось, что такая встреча пройдет в Москве предположительно 9 ноября, то есть через год после подписания соглашения о прекращении боев в Нагорном Карабахе. Но буквально в последний момент Никол Пашинян заявил, что «договоренности о встрече 9 ноября нет», после чего пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал: переговоры не состоятся. Зато неожиданно в планах возникла другая встреча лидеров Армении и Азербайджана — на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе 15 декабря. При этом в промежутке между тем, как московская встреча была отменена, а брюссельская назначена, Армения и Азербайджан успели провести еще одну, пусть и небольшую войну. За шесть часов, в течение которых на границе Сюникской области взрывались снаряды, по официальным данным, погибли семь азербайджанских солдат и шесть армянских.
«Повестка встречи в Сочи уже готова,— предположил в беседе с “Ъ” азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.— Она прорабатывалась заранее, для встречи в Москве. Однако премьер Армении тогда не захотел встречаться в российской столице, решив, что встреча в Брюсселе без конкретной повестки будет для него менее обязывающей. Сейчас, под давлением обстоятельств и ситуации на границе, он решил все-таки принять предложение российской стороны». Однако подписания каких-либо документов собеседник “Ъ” в Баку все равно не ожидает: «Скорее всего, документы будут приняты позже в Москве, на заседании трехсторонней комиссии по разблокированию транспортных коммуникаций. А договоренности в Сочи могут этому способствовать».
Тем временем армянский политический аналитик Акоп Бадалян в разговоре с “Ъ” назвал знаковым событием проведение трехстороннего саммита в Сочи перед двусторонней встречей в Брюсселе. По его словам, речь идет «не о конкурирующих, а о дополняющих друг друга площадках». При этом во втором случае, как отмечает господин Бадалян, речь де-факто идет о «результате работы Минской группы ОБСЕ, которая находилась в кризисе после окончания второй карабахской войны». «Брюссель — всего лишь площадка, а ЕС ("Восточное партнерство" — проект Евросоюза.— “Ъ”) — исполнитель. Судя по тому, что встречу приветствовали США и Франция, речь идет именно об усилиях Минской группы»,— заверил собеседник “Ъ”.
«Контакты представителей Армении и Азербайджана должны быть более частыми, чтобы мы смогли урегулировать обстановку, найти решения и попытаться избежать кризисов. Есть напряженность, и для ее преодоления мы должны вести переговоры»,— заявил во вторник вечером во время онлайн-пресс-конференции Никол Пашинян. В контексте переговоров в Сочи он сказал: «Сейчас спрашивают, о чем будет документ о демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. Документ будет о том, чтобы мы начали этот процесс. Эти вопросы будут обсуждаться». Что же касается брюссельской встречи, то там, по словам Никола Пашиняна, будут обсуждаться гуманитарные темы — в частности, перспективы возвращения из Азербайджана армянских военнопленных (солдат, задержанных после подписания соглашения 9 ноября 2020 года, Баку пленными не считает).
Упомянутыми вопросами повестка грядущих контактов с участием РФ может не ограничиться. Армянские дипломаты накануне сочинской встречи проявили интерес к теме, которая не касается карабахского конфликта, но принципиально важна для всего региона. «Ряд международных партнеров, в том числе наш союзник — Россия — заявили, что готовы поддержать процесс нормализации армяно-турецких отношений. И в ходе обсуждений с нашими российскими партнерами мы сообщили, что готовы к нормализации отношений без предусловий. Если и когда процесс пойдет вперед, мы, конечно, проинформируем общественность о развитии событий»,— заявил во вторник пресс-секретарь армянского МИДа Ваан Унанян. Напомним, что два месяца назад премьер Пашинян уже пытался передать просьбу о встрече с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом через премьера Грузии Ираклия Гарибашвили. Но к успеху это не привело, так как Анкара согласна на встречу только с предварительными условиями — например, после разблокировки сообщения между Баку и Нахичеванью.
«Президент Эрдоган ясно сказал, что нужно для нормализации отношений,— заявил “Ъ” турецкий политолог, профессор университета Сютчу Имам в городе Кахраманмараш Тогрул Исмаил.— Армения должна признать территориальную целостность не только Азербайджана, но и Турции. А сейчас она ее оспаривает, отказываясь ратифицировать Карский договор 1921 года. Однако, учитывая хорошие отношения Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, не исключено, что российское посредничество все же будет успешным».
Председатель Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян считает высокой вероятность успеха посредничества Москвы: «Армения за три года правления Пашиняна фактически выполнила основные предусловия Анкары, выдвигавшиеся еще в 2009 году. Например, Турция требовала передачу Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) под контроль Азербайджана, что, по большому счету, случилось по итогам прошлогодней войны. А то, что осталось от Карабаха, находится под контролем российских миротворцев». Кроме того, напомнил собеседник “Ъ”, Турция требовала отказаться от активного лоббирования международного признания геноцида армян, что фактически и случилось: «Этот вектор внешней политики Армении очень ослаб при Пашиняне, основную работу теперь делает не государство, а диаспора. Так что Ереван, можно сказать, выполнил и это требование». После войны 2020 года в перечне требований Турции прибавилось еще одно, касающееся открытия так называемого Зангезурского коридора (должен пройти по Сюникской области Армении, связав Азербайджан с Нахичеванским анклавом). Сурен Саркисян предположил, что, «судя по согласию Еревана на проведение встречи в Сочи, армянские власти согласились и на это».
Впрочем, 26 ноября Никол Пашинян вряд ли уступит всем требованиям Баку, связанным с Зангезурским коридором (среди таких требований — его экстерриториальный статус). Подобный исход станет для армянского премьера политическим самоубийством и спровоцирует еще большие акции протеста в Ереване. Сам господин Пашинян это, похоже, прекрасно понимает. На пресс-конференции во вторник он жестко прокомментировал этот вопрос, отметив: заявления Баку о Зангезурском коридоре означают, что у Азербайджана по-прежнему есть «территориальные претензии» в отношении Армении. «Мы не будем обсуждать вопросы в коридорной логике»,— попытался он успокоить сограждан.
Коммерсантъ. 23.11.2021