Украина приглашает НАТО в Азовское море

Татьяна Ивженко

Украинская власть обвинила Россию в блокировании портов Мариуполь и Бердянск. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, сейчас 35 судов не могут выйти из портов или войти в них. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Керченский пролив открыт для судоходства. Киев призывает западных партнеров проконтролировать ситуацию, а для этого направить в регион корабли НАТО.

В Киеве было озвучено два предложения о действенных мерах воздействия Запада на Россию. Первое несколько раз повторил президент Петр Порошенко. В частности, в интервью немецкому изданию Bild он сказал: «Мы надеемся, что государства НАТО готовы направить корабли к Азовскому морю, чтобы поддержать Украину и обеспечить безопасность». Второе предложение озвучил 29 ноября в ходе международной конференции в Киеве командующий ВМС Украины Игорь Воронченко: «Убежден, что мировая общественность все же примет решение и признает, что была осуществлена (25 ноября. – «НГ») агрессия против Украины. В связи с этим и согласно нормам конвенции Монтрё (о суверенитете Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. – «НГ») будем пытаться просить о закрытии пролива Босфор (для российских кораблей. – «НГ»)».

Петр Порошенко уже несколько дней убеждает западных лидеров в том, что события 25 ноября в Керченском проливе – не обычный морской инцидент, а свидетельство намерений России «аннексировать территории». В упомянутом интервью он пояснил: «Мы не можем принять эту агрессивную политику России. Сначала это был Крым, затем Восточная Украина, теперь он хочет Азовское море…» Порошенко подчеркнул, что, по его мнению, «Германия должна спросить себя: что сделает Путин в следующий раз, если мы не остановим его?» и что «единственный язык, который Путин понимает, – это сплоченность западного мира».

Заявления о попытке «аннексии территориальных вод» звучали в Киеве и ранее – в связи с тем, что российская сторона ввела проверки судов, следующих в украинские порты и обратно. «Цель очевидна – блокировка работы украинских портов в акватории Азовского моря и постепенное вытеснение Украины из наших законных территорий, закрепленных нормами международного права», – написал в соцсети министр инфраструктуры Владимир Омелян. Он сообщил, что с 28 ноября в украинские порты на Азовском море не могут войти 18 судов (4 следуют в Бердянск, 14 – в Мариуполь); в обратном направлении не могут выйти 17 судов. «Порты Мариуполь и Бердянск фактически заблокированы Российской Федерацией для захода и выхода судов», – констатировал украинский министр.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о блокаде, сказал в четверг: «Мне неизвестно о том, что какие-то ограничения сейчас существуют… Керченский пролив работает в обычном режиме. Вы знаете, что иногда по погодным условиям порт Керчи, который играет роль администрации, может принимать решения о регулировании навигации». Песков счел провокационным предложение Петра Порошенко ввести в регион корабли НАТО: «Сама постановка вопроса, конечно, нацелена на дальнейшее провоцирование напряженности, на продолжение провокационной линии». Пресс-секретарь российского президента заявил, что в основе ситуации лежат предвыборные внутриполитические интересы президента Украины.

В Киеве даже политические противники Порошенко признают ситуацию в Азовском море угрожающей с точки зрения украинских национальных интересов. Игорь Луценко, депутат от партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко, написал в блоге, что Украина вынуждена была ввести военное положение, чтобы «зафиксировать юридический факт ответных действий на агрессивные действия России». Политик напомнил, что уже пятый год Киев доказывает всему миру, что «события на востоке страны – это российская агрессия, а не гражданская война». Но не все этому верят, отметил Луценко: «Один из главных аргументов: у нас в Конституции сказано, что в случае агрессии или угрозы агрессии президент обязательно вводит правовой режим военного положения. То, что этого не было сделано, а вместо этого придумывали всякие АТО (антитеррористическая операция. – «НГ»), ООС (операция объединенных сил. – «НГ»), то, что не разрывали дипломатические отношения с РФ, не прекращали активную торговлю, не вводили ограничения на пересечение украинско-российской границы, – это и является, по мнению пророссийских сил, свидетельством того, что на востоке – гражданская война».

Некоторые украинские эксперты отмечают, что сложившаяся сейчас ситуация требует от Запада рассматривать не отдельный инцидент, а весь комплекс проблем, возникших в связи с вхождением Крыма в состав РФ. Если по разрешению конфликта в Донбассе переговоры ведутся на уровне Трехсторонней контактной группы в Минске (Украина–ОБСЕ–РФ + представители ДНР/ЛНР), «нормандской четверки» (Украина, Франция, Германия, РФ), по линии РФ–США, то вопрос Крыма не обсуждался ни в одном формате, поскольку Россия еще в 2014 году отказалась от каких-либо переговоров.

Независимая газета. 29.11.2018

Читайте также: