Союз опасения: какой будет политика ЕС и США в отношении РФ

Екатерина Постникова


Евросоюз и США проведут консультации по России до конца года. Об этом «Известиям» заявили в Еврокомиссии. Параллельно с этим они хотят сформулировать общий подход к Азиатско-Тихоокеанскому региону. По оценке опрошенных «Известиями» европейских политиков, в то время как США и Великобритания сконцентрируются на Китае, оттеснением России займется Евросоюз. В Москве уверены: к смягчению западного подхода в отношении РФ в нынешних условиях эти консультации не приведут.

«Доверенное лицо» по России

Европейский союз и Соединенные Штаты до конца 2021 года проведут двусторонние консультации по координации своей политики в отношении России. Об этом «Известиям» заявил представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.

— Во время визита верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности [Жозепа] Борреля в США [14 октября] он и госсекретарь Энтони Блинкен договорились запустить диалоги высокого уровня по России и по Индо-Тихоокеанскому региону. Первые встречи планируется провести до конца этого года, — сказал он. — Сейчас ведется необходимая техническая и экспертная проработка этих встреч.

На вопросы «Известий», что конкретно будет на повестке, сколько раундов запланировано и примут ли стороны какой-либо документ по итогам, Петер Стано не ответил. «Более подробную информацию Брюссель будет сообщать по мере необходимости», — резюмировал он.

Координировать свою политику в отношении Москвы Брюссель и Вашингтон договорились 15 июня 2021 года на саммите ЕС–США, аккурат за день до встречи американского президента Джо Байдена с российским лидером Владимиром Путиным в Женеве.

«Мы едины в нашем принципиальном подходе к России, и мы готовы отвечать решительно на ее повторяющуюся схему негативного поведения и вредоносной активности, в частности создания списка так называемых недружественных государств. Россия должна исправить это поведение, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения отношений», — говорится в совместной декларации ЕС и США.

— Международные консультации — вещь естественная и необходимая. Другое дело, что любой специальный формат, на котором США и Европа обсуждают отношения с Россией, в то время как эти центры проводят скоординированную антироссийскую политику, может содержать для нас неприятности и даже угрозы, — сказал «Известиям» первый замглавы комитета Госдумы по международным отношениям Дмитрий Новиков. — Оценивать событие, пока не известны его результаты, сложно. Но к смягчению Запада в его антироссийской линии эти консультации точно не приведут.

По словам европейских политиков, обычно главный видимый итог таких консультаций — совместное заявление о намерении работать сообща, решать общие проблемы и безоговорочно друг друга поддерживать, а также выражение совместных глубоких озабоченностей.

— Реальное намерение сторон — обсудить политику на ближайшие годы. Учитывая разговоры о стратегической автономии ЕС, создается впечатление, что англо-саксонская геополитика будет уделять больше внимания Индо-Тихоокеанскому региону, чтобы оттеснить Китай с юга. Европейским же странам будет делегирована роль «доверенных лиц» по оттеснению России с запада, — пояснил «Известиям» участник делегации Европарламента по отношениям с США (D-US), словацкий депутат Милан Урик.

Эта роль будет служить интересам трансатлантических игроков и нескольких европейских стран, но далеко не всех членов Евросоюза, которые находятся в сильной геополитической зависимости от более крупных государств, подытожил политик.

В последние годы в Евросоюзе говорят о том, что объединение должно проводить менее зависимую от США внешнюю политику. На этом, в частности, настаивает Франция, которая периодически продвигает идею собственной европейской армии. Но пока внешнеполитический курс Брюсселя тесно связан с подходами Вашингтона.

— Европейская дипломатия все еще пытается найти промежуточный путь. Поэтому, чтобы сохранить хорошие отношения с США, Евросоюз фокусируется на тех областях, где его интересы более-менее совпадают с интересами Штатов. Это, в частности, Россия или Китай, — сказал «Известиям» участник делегации D-US, французский депутат Юнус Омаржи. — При этом ЕС до сих пор не оправился от одностороннего поворота, который Вашингтон предпринял при Дональде Трампе и который сейчас, пусть и с более мягкой риторикой, продолжает Джо Байден.

«Это не стратегия»

Еще одни консультации затронут Азиатско-Тихоокеанский регион. У этого пространства, которое объединяет страны по периметру Тихого океана, есть два названия: Индо-Тихоокеанский (ИТР) и Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Первую концепцию используют США и другие западные страны, Россия отстаивает второй термин, критикуя американский подход: по словам собеседника «Известий» в российских дипломатических кругах, цель этого обозначения в том, чтобы занизить роль Китая в регионе.

Активно о координации своей политики в АТР США и ЕС заговорили после того, как в сентябре 2021 года Соединенные Штаты, Великобритания и Австралия объявили о создании регионального партнерства AUKUS. Оно предполагает, что с американской помощью Канберра построит восемь атомных подводных лодок стоимостью $65,9 млрд. Из-за этой сделки сорвался аналогичный контракт Австралии с Францией, в котором шла речь о продаже 12 подводных лодок на сумму около $40 млрд. Таким образом, Канберра сделала выбор в пользу Вашингтона, задвинув интересы Парижа.

В Пятой республике это назвали предательством и призвали Евросоюз как-то отреагировать. Брюссель, как и отдельные члены ЕС, принципиальной поддержки Франции не оказали. Париж примирился с Вашингтоном (но не с Канберрой), и скандал постепенно сошел на нет.

— ЕС, похоже, не слишком заботится о французских интересах, — сказала «Известиям» участница делегации D-US, французский депутат Виржини Жорон. — В некотором смысле я бы хотела сказать США спасибо — благодаря им народ Пятой республики увидел, насколько нелояльны Брюссель и наши европейские партнеры. Во имя ЕС Жозеп Боррель выступил в защиту «Индо-Тихоокеанской стратегии», даже несмотря на то, что время для этого было неподходящее, — всего спустя несколько дней после разрыва контракта на подлодки. Не думаю, что у Евросоюза будет какое-то влияние на ИТР — присоединится он к AUKUS или нет.

Впрочем, недавно Жозеп Боррель все же заявил, что считает нелогичным создание AUKUS без ведома и участия ЕС.

«Это было действие не против Франции, оно затрагивает весь ЕС. <…> Австралия находится под сильным давлением Китая и вступила в переговоры с США. Не поймите меня неправильно, я не оправдываю решение Австралии. Я думаю, что они поступили неправильно, не рассчитывая на нас, но я пытаюсь объяснить, почему они это делают», — сказал дипломат в интервью газете El Pais от 11 октября.

По оценке Юнуса Омаржи, сейчас политика ЕС в регионе сводится к попытке суммировать там европейские интересы.

— Но это не стратегия. У моей страны стратегия есть — связи, которые мы планировали укрепить с Австралией с помощью контракта на субмарины, были ее частью. Основополагающий же посыл партнерства AUKUS состоит в том, чтобы взорвать это сотрудничество, заменив его более тесным объединением трех стран против одного государства — Китая, — отметил политик.

Было бы разумнее проводить консультации ЕС и США по ИТР до этого скандала, считает Юнус Омаржи. Надо решать реальные проблемы, которые возникли в регионе, — это растущая милитаризация, загрязнение окружающей среды, сохранение рыбных ресурсов, последствия глобального потепления, но уж точно не англо-саксонский военный союз, направленный против одной страны, подытожил он.

Известия. 25.10.2021

Читайте также: