Смягчения не будет: что стоит за подготовкой новых санкций ЕС против Беларуси

Пятый пакет европейских санкций против Беларуси сосредоточится на миграции, заявил 26 октября посол ЕС в республике Дирк Шубель. В его рамках Брюссель рассматривает расширение ограничений против «Беларуськалия», а также дополнительные меры против «Белавиа». Руководство стран ЕС обвиняет Минск в «гибридной атаке» посредством мигрантов-нелегалов. Что стоит за такими обвинениями и почему Брюссель преувеличивает значение Беларуси в европейском миграционном кризисе, проанализировала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Идеологические препятствия в диалоге

Взаимодействия Беларуси и Евросоюза основываются на идеологии демократической экспансии, продвигаемой Брюсселем, и идеях многовекторного и мультиуровневого взаимодействия, предлагаемых Минском. С течением времени основания для их применения изменялись, и некоторые идеи уже неприменимы. Тем более, понимание позиции Минска во взаимодействиях со странами ЕС неверно трактовались последним, как и Минск не совсем четко и ясно представлял себе концепт демократической экспансии Евросоюза и его важность для Брюсселя.

Демократическая экспансия – важнейшая тема для внешней деятельности ЕС. Более того, она рассматриваются как стратегическая в условиях повышения степени авторитаризма по всему миру, как например, заявляют деятели Европарламента. Брюссель говорит о необходимости принимать меры для укрепления демократии в странах-партнерах. Кроме того, многолетние программы связаны с реализацией проектов, направленных на управленческие реформы в других странах. Это объясняется не только тем, что у ЕС есть подобная практика, и чиновникам Брюсселя она представляется эффективной, но и влиянием России и Китая, которым таким образом противостоит Евросоюз.

Новая стратегическая повестка 2019-2024 гг., которая разработана и реализуется Советом ЕС, подтвердила, что Брюссель обязан продолжать развитие и распространение демократии в рамках своей внешней политики.

Приверженность ЕС утверждению «демократии» и «правам человека» как центральным идеям международной политики привела к разработке конкретных планов действий. Все планы связаны с поддержкой гражданского общества, его организаций и активистов. План 2020-2023 гг. ставит целью «предложить новую геополитическую повестку по правам человека и демократии, которые будут подвержены влиянию климатических изменений и цифрового перехода». Это означает, что Европейская внешнеполитическая служба должна проводить диалог с представителями гражданского общества и способствовать демотическим реформам в государствах-партнерах. Подобный план реализуется в отношении Беларуси. В общем, сейчас демократия рассматривается еще шире, чем раньше.

Миграционный кризис как провал политики демократической экспансии

Беларусь – страна, в которой ЕС так и не смог применить весь арсенал средств демократической экспансии, однако в надежде на включение ее в свою орбиту периодически вступал с ней в переговоры. Беларусь полагала при этом, что вполне с успехом использует свой инструментарий многовекторности. Однако многовекторность в экономике, соприкасаясь с политикой ЕС, неизбежно приводит к многовекторности в политике, а затем, по принципу кондициональности, уже Брюссель требует изменений (реформ) внутри страны для обеспечения экономического взаимодействия. В таких условиях многовекторность буксует, но окончательно она «встала» из-за масштабных политических обструкций со стороны Евросоюза, что окончательно подтвердило: экономика не работает в определенных политических обстоятельствах, и многовекторность не способствует равноправному диалогу.

По сути, теперь у Брюсселя открыта дорога к наращиванию критики в адрес Минска.

Если в Брюсселе определили страну как авторитарную и не способную к изменениям, соответственно, на этом базируются все прочие выводы. Также для соседних стран ЕС Беларусь стала удобным объектом для нападок и даже объяснений их собственных провалов в политике. Наиболее наглядным примером этого стал миграционный вопрос. Он всегда решается посредством переговоров заинтересованных сторон, а вовсе не угрозами и громкими односторонними заявлениями.

В данном случае Брюссель, поскольку не признал выборы президента в 2020 г., не имеет возможности взаимодействовать с официальным Минском. Поэтому разрешение вопросов миграции из Беларуси, по большей части, – задача соседних стран, а именно Польши, Литвы и Латвии, которые как раз и сформулировали эту ситуацию как гибридную атаку на ЕС со стороны Минска. Уже потом этот концепт был подхвачен Европарламентом в сентябре 2021 г. А в октябре на саммите ЕС понятие гибридной миграционной атаки было внесено в резолюцию. Также примечательно, что данный вопрос рассматривается в контексте Союза Беларуси с Россией. Особенно злобные высказывания на этот счет часто произносят в Польше и Литве.

Санкционные инструменты

При этом граница с Беларусью вовсе не рассматривается как основная проблема в контексте миграционной политики ЕС. Мы можем об этом так говорить даже с учетом, вероятно, преувеличения проблемы – по словам польских чиновников, они зафиксировали с начала января до конца августа более 3700 попыток пересечения границы со стороны Беларуси гражданами Ирака, Сомали, Сирии, Афганистана. За это же время только в одну Италию прибыло более 35 тыс. иммигрантов, а в Испанию – более 17 тыс. И это не считая маршруты через другие страны. Так что иммигранты из Беларуси – это скорее дополнительная головная боль, так как на самом саммите ЕС большее внимание было уделено конкретным финансовым планам для конкретных стран, столкнувшихся с наплывом сирийских беженцев, что предполагает возвращение к переговорам с Турцией, и дополнительно – с Египтом, Ливаном, Иорданией.

Однако именно в контексте кейса с Беларусью ЕС рассматривает проблему роста иммиграции как гибридной атаки политического режима Беларуси.

Для решения проблемы ЕС заявляет о необходимости обратиться к соглашениям о реадмисии и разработать эффективные способы возвращения иммигрантов. Другим инструментом, который готов применить Брюссель, остаются санкции. Поскольку сейчас пятый пакет санкционных мер связан с «гибридной атакой», то речь идет о некоем специальном наборе мер, среди которых рассматривается даже запрет на полеты «Белавиа». Также ФРГ предлагает усилить пограничную службу Польши своими вооруженными силами, что, безусловно, выглядит в текущем историческом контексте неприемлемо.

В целом основная проблема заключается в том, что Брюссель оказался совершенно не готов к равноправному диалогу. А значит, миграционный вопрос останется маркером политической незрелости ЕС.

Евразия.Эксперт. 28.10.2021

Читайте также: