«Согласен с каждым из вас, что мы имеем дело с диктатором»
Кирилл Кривошеев
В Европарламенте во вторник прошли дебаты на тему «Систематические репрессии в Белоруссии и их последствия для европейской безопасности». По их итогам глава европейской дипломатии Жозеп Боррель назвал белорусского лидера Александра Лукашенко диктатором, а также пообещал «гражданскому обществу Белоруссии» дальнейшую поддержку. На этом фоне появились и другие сигналы, подтверждающие, что теперь разговор с Минском будет вестись в куда более резких, чем раньше, тонах. При этом практически во всех выступлениях европарламентариев фигурировала Москва — как главный «спонсор» Минска и «опора белорусского режима», позволяющая ему «заниматься государственным терроризмом».
«Угроза, исходящая от Минска или Москвы»
Отношения Белоруссии и Запада, которые, казалось бы, и так находятся в своей низшей точке, скатываются еще ниже. После инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair, который принудили к посадке в Минске, чтобы арестовать администратора оппозиционного Telegram-канала Романа Протасевича, и Евросоюз, и НАТО все яснее дают понять, что ситуация в Белоруссии перестала быть ее внутренней проблемой.
Новым сигналом, указывающим на это, стал визит лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской в Прагу. Сами по себе поездки госпожи Тихановской по западным столицам, как и встречи с политиками высшего звена вплоть до президентов, уже давно стали привычными, но власти Чехии сами захотели привлечь к себе внимание весьма неожиданными заявлениями.
«Выборы президента Белоруссии, прошедшие в августе 2020 года, были несвободными, несправедливыми и противозаконными,— заявил спикер верхней палаты чешского парламента Милош Выстрчил.—То, что Сенат пригласил в Чехию в качестве своего главного гостя Светлану Тихановскую, воспринимаю как то, что чешский Сенат и лично я считаем ее президентом Белоруссии».
Президент Чехии Милош Земан, в свою очередь, пожелал белорусской оппозиции «победы над последним диктатором Европы» — так уже не первый раз называют президента Белоруссии Александра Лукашенко, с которым и пыталась соревноваться на выборах госпожа Тихановская. Правда, Милош Земан, судя по сообщениям пресс-службы, принимал белорусскую гостью все же как «представителя оппозиции», а не как своего визави.
Бывший поверенный в делах Белоруссии в Швейцарии Павел Мацукевич, покинувший дипломатическую службу сразу после президентских выборов, призвал не воспринимать риторику европейских политиков слишком серьезно. «Принимать как президента и признавать президентом — разные вещи,— пояснил он “Ъ”.— Если принимают как президента — это скорее про особый уровень гостеприимства, внимания и почестей. Если признавать президентом, то придется, например, отозвать из Минска своего посла и аккредитовать его при дворе Светланы Тихановской, то есть переписать верительные грамоты с Лукашенко на Тихановскую».
Так или иначе, диалог белорусских властей со странами Запада совершенно не строится. Во вторник в этом очередной раз убедился глава МИД Белоруссии Владимир Макей, принявший у себя дипломатов из стран Евросоюза, а также США, Великобритании, Швейцарии и Японии. «Дипломаты проинформировали министра о потенциале позитивного развития соответствующих двусторонних отношений в том случае, если власти Беларуси предпримут осязаемые и значительные шаги по обеспечению соблюдения демократических норм в стране»,— говорилось в сообщении представительства Евросоюза по итогам встречи. Помимо этого дипломаты стран Запада призвали власти «откликнуться на требования белорусского народа немедленно освободить и реабилитировать всех политзаключенных», а также «начать заслуживающий доверия и инклюзивный политический процесс, ведущий к свободным и справедливым выборам».
Другая риторика, касающаяся Белоруссии, имела и вовсе воинственный характер. Например, Александр Лукашенко, пригласив к себе заместителя премьер-министра Юрия Назарова и председателя Госкомвоенпрома Дмитрия Пантуса, говорил о перспективах военно-промышленного комплекса «в условиях давления на Беларусь коллективного Запада». По словам господина Пантуса, «несмотря на то, что официально четыре предприятия Госкомвоенпрома входят в пакет санкций, исторически все предприятия оборонного сектора экономики всегда находились под давлением». «Это естественно. Никто не согласится с тем, что где-то какая-то Беларусь будет вооружаться, да еще и собственное оружие будет производить»,— ответил на это президент Лукашенко и обратил особое внимание на производство стрелкового оружия. «Если, не дай бог, какой-то конфликт, война, каждая семья, территориальные органы должны быть вооружены всем комплексом стрелкового оружия. Тогда враг, противник будет понимать, что с нами лучше не связываться»,— неожиданно заявил он, хотя раньше речь о наличии оружия в «каждой семье» никогда не шла.
В тот же день было опубликовано интервью генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга итальянской газете La Repubblica, в котором он поставил Белоруссию на одну доску с Россией. «НАТО — оборонительный альянс, но мы начеку и, разумеется, готовы в чрезвычайной ситуации защищать любого своего члена от любой угрозы, исходящей от Минска или Москвы»,— заявил господин Столтенберг.
«Хватит верить лжи Лукашенко»
Своеобразной кульминацией дня стали дебаты в Европарламенте, одна из тем которых звучала так: «Систематические репрессии в Белоруссии и их последствия для европейской безопасности ввиду похищения (очевидно, имеется в виду задержания Романа Протасевича.— “Ъ”) из гражданского самолета, перехваченного белорусскими властями». При этом мысль о том, что «режим Александра Лукашенко» во всем опирается на поддержку «своего главного спонсора» — президента России Владимира Путина, из раза в раз повторялась в выступлениях евродепутатов.
Открывая сессию, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что «режим Лукашенко» за последнее время пересек множество красных линий, а интервью с Романом Протасевичем, в котором он фактически признает свою вину, стало еще одним примером, дополняющим «позорный имидж» власти. «Мы изучаем точечные экономические санкции, как попросил совет (то есть участники саммита Евросоюза, состоявшегося 24 мая.— “Ъ”). Они будут приняты на следующем совете глав МИДов (запланирован на 21 июня.— “Ъ”). Я надеюсь, что техническая работа будет завершена. Санкции будут затрагивать ключевые сектора белорусской экономики»,— сказал господин Боррель. А позднее добавил, что при рассмотрении этого пакета будет учтена и недавняя российская помощь Минску в размере $100 млн. Судя по всему, имеются в виду белорусские облигации на эту сумму, размещенные в России в конце мая. Впрочем, господин Боррель напомнил не только о кнуте, но и о прянике, то есть о €3 млрд, выделенных на поддержку экономики «свободной Белоруссии будущего».
Выступления евродепутатов, которые прозвучали после Жозепа Борреля, были очень похожи друг на друга. Во время аналогичных обсуждений Крыма и Донбасса на европейских площадках всегда находится один или два выступающих, которые высказывают более мягкую, пророссийскую точку зрения. А вот Александра Лукашенко не стал поддерживать никто — даже представители итальянского «Движения пяти звезд» или венгерской правящей партии «Фидес», которые считаются противниками официальной линии Брюсселя.
Казалось, что выступающие просто соревнуются в жесткости риторики в адрес Минска.
Тон в самом начале задал польский депутат Анджей Халицкий, заявивший, что хочет «как можно скорее» увидеть Александра Лукашенко в месте, которого он достоин, а именно в Гаагском трибунале. Его коллега Роберт Бедронь, в свою очередь, говорил об изнасилованиях, совершаемых в белорусских тюрьмах, и констатировал, что Александр Лукашенко намерен построить на территории Европы «новую Северную Корею».
Отметим, что у Варшавы на днях появился новый повод критиковать Минск. В Белоруссии решили отмечать День народного единства 17 июля — именно в этот день в 1939 году начался Польский поход Красной армии, результатом которого стало присоединение Западной Белоруссии к СССР.
Далее слово взяли литовские депутаты. Пятрас Ауштрявичюс обвинил белорусские власти в еще одном преступлении: организации контрабанды сигарет в Литву и Польшу. Он заверил, что единственная опора «режима» — союз с Владимиром Путиным. А Андрюс Кубилюс выразил уверенность, что истинная цель России — «завершить незаконную аннексию Белоруссии» — и поэтому на Москву надо усилить давление. После этого в зале, который из-за пандемии коронавируса был практически пуст, раздались негромкие аплодисменты.
«Чего мы ждем? — продолжил жесткую линию эстонский депутат Урмас Паэт.— Нового крушения самолета, как это было с малазийским Boeing над Донбассом?»
Весьма эмоциональной была речь чешского депутата Маркеты Грегоровой, которая напомнила, что Роман Протасевич очень молод — на два года младше нее (господину Протасевичу 26 лет, а госпоже Грегоровой — 28). Депутат заявила, что белорусский активист, «очевидно, подвергался пыткам», и высказала ключевую мысль:
«Хватит верить лжи Лукашенко, что наши жесткие действия заставляют его сближаться с Путиным. Лукашенко был взращен Путиным, и в Белоруссии нет человека, который был бы ближе к нему».
«Я согласен с каждым из вас, что мы имеем дело с диктатором,— подвел черту под выступлениями Жозеп Боррель.— Я согласен с каждым из вас, что он опирается на поддержку России. И я согласен с каждым из вас, что мы должны использовать все наши ресурсы, чтобы поддержать гражданское общество Белоруссии, а санкции не должны затрагивать простых жителей страны».
По итогам выступлений в Европарламенте депутаты должны одобрить соответствующую резолюцию. Голосование пройдет в четверг, 10 июня. В том, что в этом документе будет содержаться очень жесткая критика в адрес Минска, а заодно и Москвы, сомнений больше нет.
Коммерсантъ. 08.06.2021