Инвесторы уходят из Белоруссии

Антон Ходасевич


Политический кризис в Белоруссии затянулся, и инвесторы вынуждены принимать решения в новой реальности. Теряют актуальность и некоторые государственные проекты. О прекращении сотрудничества с Белоруссией заявляют международные финансовые организации, уходят инвесторы, уезжают работники.

В среду о прекращении проектов с государственным сектором Белоруссии заявил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). «ЕБРР по-прежнему инвестирует в проекты частного сектора в Беларуси, а кредитование государственных проектов мы уже не осуществляем в течение некоторого времени. Мы не рассматриваем новые суверенные проекты в стране. В то же время стремимся завершить уже подписанные инфраструктурные сделки», – сообщили в минском офисе банка. В основе этого решения лежат политические причины – устав банка не позволяет ему финансировать недемократические режимы.

Напомним, что ЕБРР начал инвестировать в госсектор Белоруссии не так давно, в 2016 году, на фоне очередного потепления в отношениях официальных властей с Западом. Сотрудничество с государством было прекращено после выборов 2010 года и репрессий против политических противников. В 2019 году, когда диалог Минска и Брюсселя динамично развивался, стороны с гордостью констатировали, что установили рекорд по объемам инвестиций и проектов – 24 на 390 млн евро. Неплохо начинался и 2020 год – банк вложил 160 млн евро, что в два раза больше, чем в первом полугодии 2019-го, рекордного года. Правительство Белоруссии заявляло о своих планах привлечь 1 млрд евро в 2010 году, ЕБРР – что планирует профинансировать проектов не менее чем на 400 млн евро. Теперь есть основания полагать, что эти планы реализованы не будут.

Рассчитывали в Минске и на финансирование от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), его портфель в 2019 году также приблизился к 500 млн долл. Еще летом этого года шла речь о том, что ЕИБ и Фонд ОПЕК выделят средства на борьбу с распространением COVID-19. Однако на прошлой неделе стало известно, что 20 млн долл. в 2010–2022 годах Белоруссия получит только от Фонда ОПЕК.

О приостановке своих инвестиционных планов сообщают не только международные финансовые организации, но и отдельные компании. В частности, решение о приостановке проекта приняла сеть французских строительных магазинов Leroy Merlin. Впрочем, там на политику не ссылаются и утверждают, что причина в эпидемии COVID-19, его финансовых последствиях и «последовавших изменениях наших стратегических приоритетов». Однако у местной общественности есть серьезные сомнения относительно искренности таких заявлений.

Уезжают из страны и рядовые квалифицированные работники – те, для кого не составляет труда найти себе применение за рубежом. Только согласно официальным данным, в сентябре-октябре страну покинули более 13 тыс. человек. Сейчас этот процесс набирает обороты. Минские риелторы констатируют рекордное предложение продажи и сдачи внаем квартир – менее чем за три месяца оно выросло на четверть.

В среду первые ласточки политического кризиса прилетели в банковскую систему Белоруссии. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило прогноз по рейтингам пяти белорусских банков со «стабильного» на «негативный», подтвердив долгосрочный рейтинг дефолта эмитента на уровне «B» вслед за аналогичным действием в отношении Беларуси», говорится в сообщении агентства. Речь идет о крупных госбанках – Беларусбанке, Белинвестбанке и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также двух банках с участием российского капитала – это БПС-Сбербанк и Банк БелВЭБ. Изменение странового рейтинга эксперты Fitch связывали с появлением «негативных ожиданий от развития ситуации в экономике», что, в свою очередь, вызвано «усилением политической нестабильности».

Теряют актуальность в свете изменения политической ситуации и государственные проекты. Например, планы Белоруссии диверсифицировать поставки нефтепродуктов в страну. В понедельник Министерство энергетики Казахстана обнародовало для обсуждения проект соглашения «о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Беларусь». Его обсуждение продлится до 24 ноября. Как следует из проекта, документ соответствует тем ожиданиям, которые ранее озвучивались правительством Белоруссии – нефть будет поступать беспошлинно. При этом учтены и интересы Казахстана – Белоруссия не может экспортировать нефтепродукты, выработанные из казахстанской нефти (за исключением мазута и нефтяного кокса). Если Белоруссия нарушит эти условия, поставки нефти будут приостановлены. Соглашение будет действовать до конца 2024 года.

Как сообщалось, проект по диверсификации поставок нефти Белоруссия затеяла из-за разногласий с Россией по ценовым условиям. Чтобы «не стоять каждый год на коленях в Кремле», Александр Лукашенко распорядился довести уровень российской нефти в общем объеме закупок до 30–40%. Помочь Белоруссии избавиться от российской нефтяной зависимости были готовы соседние Польша, Украина, прибалтийские страны и даже США. Это обещал госсекретарь Майкл Помпео, встречаясь с Лукашенко в феврале 2020 года. Тогда все участники проектов поставок сходились на том, что проект выгоден, даже если экономически обходится дороже – во главу угла ставилось снижение зависимости от российских поставщиков.

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Европа и США не признают Лукашенко легитимным президентом. Прибалтийские страны первыми ввели санкции в отношении Лукашенко. Сейчас они предлагают ЕС перейти от визовых санкций к экономическим. За этот период нефтяная зависимость от России померкла на фоне той колоссальной политической зависимости от союзника, вновь неожиданно ставшего самым близким. Как отмечают эксперты, пока Лукашенко удерживается у власти только за счет насилия в отношении мирных жителей и поддержки Москвы. Это очевидно и для противников Лукашенко, которые не в первый раз пытаются заручиться поддержкой российского руководства, утверждая, что смена власти в Белоруссии никак не повлияет на отношения между двумя странами.

18 ноября один из лидеров протестующих Павел Латушко призвал ЕС и Россию помочь в урегулировании белорусского политического кризиса. Он предложил в рамках «Московского механизма» сформировать миссию высокого уровня с участием представителей ЕС и России. Россию он при этом призвал «дать реальную оценку массовому и жестокому насилию силового аппарата и поддержать подходы белорусского общества по прекращению грубого нарушения Конституции в стране».

Независимая газета. 18.11.2020

Читайте также: