Лукашенко усилит правительство чекистами

Антон Ходасевич


Александр Лукашенко совершил очередные кадровые перестановки. Новые заместители у министра обороны, поменялись главы Следственного комитета (СК) и Министерства по чрезвычайным ситуациям. Эксперты констатируют, что главными критериями при назначении являются чекистское прошлое и личная преданность.

В четверг Александр Лукашенко назначил 10 новых руководителей министерств и ведомств, еще 14 человек – согласовал. В отставку отправлен председатель Следственного комитета Иван Носкевич, который возглавлял его с 2015 года. Его место занял Дмитрий Гору. В СК он пришел с поста заместителя генерального прокурора, однако до этого 26 лет проработал в структурах КГБ. Прошел там путь от следователя до начальника следственного управления. Один год возглавлял третье управление Оперативно-аналитического центра при президенте Белоруссии.

Новым министром по чрезвычайным ситуациям назначен выходец из силовых структур Вадим Синявский. До этого он возглавлял милицию Гродненской области. В его послужном списке среди милицейских должностей чуть более двух лет работы в Службе безопасности президента в качестве начальника третьего отдела управления охраны объектов. Перестановки в Министерстве обороны в основном внутренние. Виктор Гулевич, который командовал войсками Западного оперативного командования, стал начальником Генерального штаба Вооруженных сил – первым заместителем министра обороны. На его предыдущее место назначен Игорь Демиденко. Прежде – начальник штаба – первый заместитель командующего войсками Северо-западного оперативного командования Вооруженных сил. Еще один новый заместитель министра обороны – Андрей Жук. До назначения он командовал войсками Северо-западного оперативного командования. Теперь его место занял Александр Науменко, который покинул пост начальника Минского суворовского училища.

Кроме того, назначены три новых заместителя Таможенного комитета, ректоры трех региональных вузов, заместитель управляющего делами президента (Антон Краевский до этого работал в структуре управделами). Новые заместители руководителей появились в министерствах экономики, юстиции, энергетики, по налогам и сборам, иностранных дел, комитета по стандартизации.

«Очередная плеяда руководителей высокого уровня в Беларуси. Кто бы ни говорил, что мы закостенели, ничего подобного. Мы практически обновили все руководство страны и уровень губернатора, да и председателей райисполкомов на новых людей. Вы новое поколение, и вам принимать эстафету в будущем и строить Беларусь. Беларусь такую, какую мы решили построить на Всебелорусском народном собрании», – объяснил Лукашенко суть новых назначений.

В то же время куда более интересным и искренним местные наблюдатели признали напутствие, которое Лукашенко дал военным. Из его слов следовало, что в ближайшее время Белоруссии придется вести войну. Причем не с внешним врагом, а с тем, который находится внутри страны. «Публично вам говорю: нам, людям военным, придется защищать свою страну вот отсюда, начиная изнутри. Не надо сидеть в войсках и ждать, что кто-то пересечет нашу границу, и вот тогда мы ружье возьмем и начнем воевать. Воевать будем отсюда. Вы к этому должны быть готовы», – предупредил Лукашенко. Необходимость воевать изнутри он объяснил тем, что «войны сегодня приобретают иной характер». «Никто на нас группировками наступать не будет, как шли в 1941 году. Потому что обстановка поменялась. Это слишком будет явно, и это – третья мировая война, если только так произойдет. Будут подрывать изнутри», – уверен он. События, которые происходили в августе, он считает началом этой войны, но то, что ожидается, будет гораздо серьезнее: «Мы это уже проходили отчасти. Чуть-чуть нас зацепили с августа после выборов, попробовали на зуб. Зуб сломали. Сейчас на все зубы будут пробовать, и будут пробовать изнутри».

Напутствие военным местная общественность и эксперты трактовали как намерение Александра Лукашенко использовать армию для подавления протестов. «Фактически он дал наказ военным готовиться к более активным и решительным действиям по подавлению протестов, сказав: «Воевать будем отсюда», – считает политолог Андрей Елисеев. «Напутствие Лукашенко военным назначенцам означает, что он морально готовит армию к подавлению новых вероятных протестов», – сказал «НГ» политический обозреватель Александр Класковский. Он напомнил, что в ходе суда по факту убийства Геннадия Шутова в Бресте выяснилось, что армия уже участвовала в подавлении протестов. «Видимо, это не единичный случай. Лукашенко не скрывает, что он наделяет армию новой функцией. Всегда считалось, что армия предназначена для защиты от внешнего агрессора, и граждане видели четкую грань между репрессивными органами и армейцами. Сейчас она, к сожалению, стирается. Мы видим, как диктатура втягивает армию во внутренние репрессии», – констатировал эксперт. «Готовит армию к войне с народом, можно и так сказать», – резюмировал он.

Кстати, в четверг в Сеть попал документ, в котором имеется ссылка на секретный указ Лукашенко, изданный еще в 2012 году. Как следует из публикации, он позволяет формировать некие «маневренные отряды», в составе которых в том числе и представители Вооруженных сил. Впрочем, военный эксперт Александр Алесин не разделяет ту точку зрения, что армия будет подавлять протесты. «Я думаю, что внутренние войска, МВД, спецназы всех родов и видов справляются с поставленной задачей. Похоже, власть считает, что протестное движение на спаде, поэтому не нужно дополнительное применение армии», – сказал он в интервью сайту «Белорусский партизан». По его мнению, «кадровые рокировки – это отражение более тесного сотрудничества с Российской Федерацией».

В экспертной среде в последнее время велись разговоры о том, что в Следственном комитете идут некие брожения, что там есть несогласные с политикой власти, что оттуда доносились предложения дать ход делам по преступлениям силовиков против мирного населения и доказательная база для этого собрана. Даже высказывались предположения, что СК может быть расформирован. «Возможно, дело не в революционности, а в том, что там, видимо, было достаточно много крепких профессионалов, у которых есть все-таки понятие о профессиональной этике. Когда им пришлось столкнуться с какими-то неправедными установками (с самого верха звучало, что иногда не до законов), в комитете, возможно, было какие-то брожение», – предположил в беседе с «НГ» Александр Класковский. «Было ведь очевидно, что весь правоохранительный блок заставляют вести игру в одни ворота. То есть возбуждают дела против участников протестов, против оппонентов власти, но в то же время не расследовано ни одного уголовного дела по фактам избиений и пыток участников протестов», – напомнил он. Замена руководителя СК может быть связана с этими «брожениями». «Видимо, поэтому Лукашенко решил поменять руководителя СК, поставить человека, который, по его разумению, железной рукой наведет порядок и не допустит никаких шатаний», – полагает Александр Класковский.

К слову, новый глава СК Дмитрий Гора возглавляет межведомственную комиссию по проверке фактов издевательства и жестокого обращения во время задержания граждан, которая была создана после выборов. О результатах ее деятельности ничего не сообщалось, что дает основания говорить о формальности ее создания и надежности ее руководителя для действующей власти.

Впрочем, все кадровые назначения последнего времени имеют общий критерий – личная преданность Лукашенко и готовность выполнять любые указания, отмечают эксперты. «Думаю, что те, кто сейчас подбирается к высшим ответственным постам, – это люди, которые, понимая, какая сейчас ситуация, готова выполнять любые приказы», – сказал Класковский.

Независимая газета. 11.03.2021

Читайте также: