На восток, на запад или на север - куда обратится Кыргызстан при Жапарове

Евгений Погребняк

Какой внешний курс выберет команда новоизбранного президента КР Садыра Жапарова – рассказали политологи из Кыргызстана.

Избранный президент Кыргызстана скоро официально займет свой пост, победив с внушительным результатом в 80% голосов, но при рекордно низкой явке в 40%.

Основные внешнеполитические партнеры Кыргызстана прохладно отнеслись к вынужденной отставки Сооронбая Жээнбекова, с которым у лидеров многих стран были налажены хорошие отношения.

По крайней мере, к силовым методам смены власти всегда относятся с подозрением. Новый же глава КР за рубежом был неизвестен, и с ним не спешили налаживать личный диалог лидеры соседних стран.

Согласно действующей конституции КР, внешнюю политику в Кыргызстане определяет президент. Однако и парламент имел определенное влияние на взаимодействие с другими странами.

В недалеком будущем в стране пройдет референдум по изменению конституции, и у президента появятся громадные полномочия, в том числе и полная прерогатива определять политику с внешним миром.

Новый президент, старый курс

Политолог из Кыргызстана Марс Сариев в интервью            Ia-centr.ru рассказал о новом президенте и его предпочтениях в связях с внешним миром.

– Марс Осмонкулович, кого Садыр Жапаров назначит на ответственные должности определять внешнюю политику?

– Думаю, что и.о. премьер-министра Артем Новиков может сохранить свой пост. Это выгодно для Кыргызстана, он показал себя с хорошей стороны – с деловой хваткой, успешно вел переговоры с коллегами из других стран.

Если Новиков станет полноценным премьером, то сохранится положительный тренд в направлении ЕАЭС и в рамках работы с Российской Федерации.

Как сказал Семен Уралов, один из ведущих российских экспертов по нашему региону, Кыргызстан – Брестская крепость России в Центральной Азии. Поэтому я думаю, что в любом случае между нашими странами произойдет сохранение и усиление стратегического партнёрства.

С другими странами тоже будет развиваться сотрудничество. Первым, кто поздравил Жапарова с победой на выборах, был президент Афганистана, что само по себе интересно. Лишь после него поздравления прислали лидеры Казахстана и России.

С Китаем должны реализовываться совместные проекты, такие как строительство железной дороги (Китай-Кыргызстан-Узбекистан), поэтому с ним тоже будут динамично развиваться хорошие отношения.

Но акцент в сотрудничестве все-таки будет на Россию. Я не думаю, что произойдет какая-то переориентация в сторону Пекина или западных стран.

Стратегический партнер у нас остается прежним. Поэтому проевразийский курс в рамках ЕАЭС, который задал еще Алмазбек Атамбаев, продолжится и усилится.

– Во время своей предвыборной компании Жапаров упоминал железорудное месторождение Жетим-Тоо, разработка которого позволит выплатить внешние долги. Выходит, месторождение отдадут в разработку китайским компаниям?

– Я не думаю, что это случится. Если отдать китайцам Жетим-Тоо, то вызовет слишком много внутриполитических проблем. Это болевая точка.

Поэтому, как сказал сам Жапаров, это все слухи и фейковые новости. Разработка месторождения будет вестись своими силами. Конечно, возможно привлечение иностранных инвесторов, в том числе и российских, этого нельзя исключать.

И Китай тоже каким-то образом может участвовать в этом проекте, но только тесная кооперация с Россией позволит выйти нам из кризиса в ближайшие года два.

Северный приоритет

Другой политолог из Кыргызстана Игорь Шестаков также считает, что на внешнем направлении у страны один магистральный партнер.

– Игорь Альбертович, какую внешнюю политику собирается проводить Садыр Жапаров?

– Жапаров уже сделал заявление, что считает Россию стратегическим партнером и он будет выстраивать с Москвой дружеские отношения. Подобные заявления делали и его предшественники, поэтому в этом плане он не сказал что-то новое.

Россия является для Кыргызстана ключевым партнером, которая оказывает стране большую поддержку.

Это и материально-техническая помощь, и финансовая, и во многом обеспечивает нашу безопасность. Более 700 тыс. кыргызстанцев даже в период пандемии остались работать в России. Эти люди по сути являются подушкой безопасности для социально-экономической ситуации в стране. Это в свою очередь влечет и общественно-политическую стабильность. Сейчас «подушка» особенно важна, потому что мы переживаем сильнейший кризис из-за коронавируса.

Когда началась пандемия, то РФ была первой страной, которая оказала нам помощь в поставках медикаментами, оборудованием и даже врачами. Поэтому, исходя хотя бы из этого, естественно, будет взят курс на сотрудничество с Москвой, что и подтвердил избранный президент.

Конечно, это не отменяет тот факт, что и с ближайшими соседями: такими как Казахстан и Китай, тоже будут выстраиваться дружеские отношения.

– В Кыргызстане появилось много слухов, что китайским компаниям отдадут месторождения полезных ископаемых в счет уплату госдолга, значит ли это, что в экономическом плане Жапаров будет ориентироваться больше на Китай?

– Для начала нужно подождать и посмотреть, в каком виде собираются реализовывать эти проекты, в том числе Жетим-Тоо.

Пока нет точной информации по этому вопросу.

Так или иначе, но страны ЕАЭС – основной экспортный рынок сбыта для нашей продукции. Оттуда же идут поставки ГСМ, продовольствия и других жизненно важных товаров.

Можно сказать, что северная дорога жизни идет через Казахстан.

Я бы просто не сравнивал деятельность компании по разработке месторождений и в целом сферу сотрудничества с Евразийским союзом, чьим членом является Кыргызстан.

Наверное, говоря о китайских инвесторах, на данный момент мало желающих рисковать вкладывать финансы в Кыргызстан. Потому что после событий, которые произошли у нас в октябре (во время смены власти совершались разбойные налеты на горнодобывающие предприятия), мало инвесторов решатся вкладывать сюда деньги.

Надо еще посмотреть еще и на реакцию самих китайских компаний, готовы ли они сюда прийти работать.

ИАЦ МГУ. 20.01.2021

Читайте также: