Никол Пашинян доехал до точки

Айк Халатян, Ереван; Кирилл Кривошеев


Премьер-министр Армении Никол Пашинян в понедельник пережил один из самых позорных дней в своей политической карьере. Он планировал посетить несколько городов Сюникской области, где сейчас ведутся работы по демаркации новой границы с Азербайджаном, но протестующие перекрыли трассу на юг республики, из-за чего кортеж вернулся в Ереван. Сорвать визит премьера в регион накануне призвал мэр Гориса Аруш Арушанян, которого после этого задержали за «попытку организации и проведения собраний с нарушением закона». Не исключено, что это сделает его новым народным героем.

Положение Сюникской области, которую Никол Пашинян посетил в понедельник, по итогам недавней войны ухудшилось больше, чем положение других регионов Армении. Еще в сентябре расстояние от городов Горис, Сисиан, Капан и Сюник до ближайших азербайджанских позиций составляло 70, а то и 100 км. А теперь, когда азербайджанская армия заняла Зангеланский район, входивший в состав самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, границу приходится устанавливать в считаных метрах от населенных пунктов. Особое беспокойство вызывает участок трассы Горис—Капан, который пересекает границу враждующих стран.

Такое положение вещей вызывает острую реакцию не только жителей Сюника, но и местных властей. Еще 5 декабря главы общин Сюникской области и члены советов старейшин призвали Никола Пашиняна и его правительство уйти в отставку.

«Это не вопрос политических спекуляций, а вопрос спасения Родины и обеспечения безопасности жителей Сюника»,— говорилось в заявлении, которое подписали мэры основных городов региона.

Активнее других против премьера Пашиняна выступил мэр Гориса Аруш Арушанян. В воскресенье он опубликовал несколько постов на своей странице в Facebook, сначала просто заявляя, что «предатель Никол» не имеет права приезжать в Сюник, а уже поздно вечером прямо призвав жителей перекрыть дорогу из Еревана. «Это не вопрос политической ориентации и не инициатива какой-либо партии, это борьба сюникцев за достоинство, безопасность и физическое существование, проявление общеармянского неповиновения»,— пояснил он.

К утру понедельника стало известно, что мэр Гориса задержан, причем о его местонахождении не знали даже ближайшие подчиненные и адвокаты. Вице-мэр Гориса Ирина Йолян прямо обвинила полицию в похищении мэра, добавив, что пожаловалась на произвол омбудсмену.

Через несколько часов власти сообщили, что господин Арушанян доставлен в столицу, в здание Следственного комитета, и его обвиняют «в попытке организации и проведения собраний с нарушением закона».

Следователи отметили, что это не первое дело, по которому мэр Гориса проходит обвиняемым.

Но даже такие жесткие меры не помогли армянскому премьеру осуществить желаемое. «Уверяю, что при разговоре с сюникцами не буду отводить взгляд. Я выполнял и выполняю свои обязательства перед вами в полной мере. Хочу вас заверить, что мое решение посетить Сюник было принято совсем не для того, чтобы взбудоражить людей, обострить ситуацию или посыпать соль на рану»,— говорил он, выступая в прямом эфире из своего автомобиля. Но кортеж премьера так и не доехал до разгневанных жителей. Полицейские (в том числе привезенные из других областей), несмотря на стычку с протестующими, не решились применить грубую силу для разблокирования трассы— и премьеру пришлось отказаться от посещения главных городов области.

В результате Николу Пашиняну пришлось довольствоваться посещением села Сарнакунк, которого вовсе не было в программе визита, и города Сисиан. Оба населенных пункта находятся на самом севере области, примерно в 15 км от новой границы, то есть их демаркация не затронет вовсе.

Чтобы хоть как-то спасти положение, господин Пашинян на камеру выпил рюмку водки за погибших в войне, а затем, окруженный толпой телохранителей, встретился со сторонниками, кричавшими уже давно забытый лозунг «Никол — премьер».

А несколько избранных, которых подпустили поближе для личной беседы, попросили своего кумира ни в коем случае не подавать в отставку.

Выступая на этом явно неслучайном митинге в Сисиане, армянский премьер заявил, что граница с Азербайджаном устанавливается в соответствии с законом об административно-территориальном делении. Учитывая, что этот закон принят в 2010 году, слова сразу же восприняли как перекладывание ответственности на прежние власти. Впрочем, Никол Пашинян повторил, что бояться жителям Сюника нечего: пограничники надежно обеспечат безопасность региона.

Когда же премьер Пашинян зашел в местный храм, ситуация явно вышла за рамки сценария. Поставив свечу, он хотел пожать руку священнику Паргеву Зейналяну, но тот демонстративно отказался, сказав, что премьера ждет Божий суд.

Узнав о таком неприятном инциденте, сторонники премьера даже попытались зайти внутрь церкви и разобраться со священником, но полиция не позволила им это сделать.

Проехать южнее Сисиана армянский премьер просто не смог. «Уверен, что подобные стихийные митинги будут также в Горисе, Капане, Мегри. Разблокируйте дороги, позвольте пройти и на месте узнать, что думают граждане»,— написал в Facebook господин Пашинян, утверждая, что встречу со сторонниками никто не организовывал. Жители области не пошли на уступки, и глава правительства был вынужден вернуться в столицу, продолжая уверять, что в остальных городах его тоже ждали сторонники. «Сейчас я убедился: дорогу перекрыли, чтобы не стало очевидным, что в Горисе, Капане, Каджаране, Мегри та же атмосфера, что и в Сисиане. Мы не пойдем на силовые действия, тем более в траур. Возвращаемся в Ереван. Горису, Капану, Каджарану, Мегри остаюсь должен один визит. Мира нашим погибшим»,— написал он на прощание.

Даже когда кортеж премьера уехал, протестующие с трассы Ереван—Горис никуда не ушли. Просто теперь у них было другое требование — освобождение мэра Аруша Арушаняна.

Армянский политолог Карен Кочарян сделал из последних событий вокруг Никола Пашиняна только один вывод — государственная система страны де-факто парализована.

«Сюник доказал, что в Армении уже 40 дней полное безвластие,— сказал эксперт в беседе “Ъ”.— В запасе у Пашиняна не осталось ни одной структуры, которая подчинялась бы ему полностью. Такой структурой на первый взгляд может показаться полиция. Но мы видели, как она может действовать, когда надо. А сейчас она просто создает видимость работающей системы».

Напомним, что армянская «бархатная» революция 2018 года началась с того, что Никол Пашинян со сторонниками отправился из Гюмри в Ереван пешком — с одним рюкзаком за спиной. В понедельник же он не смог передвигаться по стране даже на премьерском кортеже.

Коммерсантъ. 21.12.2020

Читайте также: