Шаг вперед — два шага на Запад

Владимир Соловьев


Действующий президент Молдавии Игорь Додон, на которого сделала ставку Москва, пропустил болезненный удар. В первом туре выборов главы государства он финишировал вторым, уступив лидерство ориентированной на Евросоюз Майе Санду. Господин Додон еще может отыграться, но теперь это будет намного сложнее. Если же победу одержит представитель оппозиции, на смену оттепели в отношениях Молдавии и России может прийти похолодание, поскольку Москва в приоритетах госпожи Санду не значится.

Первый тур президентских выборов в Молдавии полностью оправдал прогноз по поводу того, кто останется в игре. Во второй тур, который запланирован на 15 ноября, вышли действующий глава государства Игорь Додон и лидер проевропейской партии «Действие и солидарность» Майя Санду. Такой расклад зафиксирован во всех соцопросах, опубликованных накануне выборов. Однако день голосования показал, что все социологические замеры ошиблись в одном — лидерство по итогам первого тура они предсказали Игорю Додону, поместив его конкурентку на второе место. Это пророчество сбылось с точностью до наоборот. Госпожа Санду набрала 36,6% (487 635 голосов), а действующий президент 32,61% (439 866 голосов).

За ними, согласно данным ЦИКа, с большим отрывом разместились шесть других участников избирательной гонки: лидер «Нашей партии» Ренато Усатый — 16,9%, кандидат от партии «Шор» Виолетта Иванова — 6,49%, председатель партии «Платформа "Достоинство и правда"» Андрей Нэстасе — 3,26%, лидер Партии национального единства Октавиан Цыку — 2,01%, либерал-демократ Тудор Делиу — 1,37%, кандидат от избирательного блока Unire («Объединение» — выступает за вхождение страны в состав Румынии) Дорин Киртоакэ — 1,20%.

Проценты, набранные выбывшими из игры кандидатами, важны для понимания того, где фавориты могут добрать электорат во втором туре.

Господа Нэстасе, Делиу, Цыку и Киртоакэ принадлежат к правому флангу и ориентированы на ЕС и Румынию. Все они — оппоненты президента Додона и уже заявили о поддержке идеологически более близкой им Майи Санду.

Общее число проголосовавших за эту четверку избирателей составляет 105 тыс. человек. То есть теоретически госпожа Санду может рассчитывать на такой прирост голосов во втором туре.

«Если говорить о перетоке, то от правых кандидатов, которые набрали мало — Нэстасе, Делиу, Киртоакэ, Цыку,— до 90% голосов может уйти к Майе Санду»,— предположил в беседе с “Ъ” аналитик исследовательского центра WatchDog Moldova Валериу Паша. Что касается Игоря Додона, то, уверен эксперт, его поддержит электорат Виолетты Ивановой. В численном выражении это 87,5 тыс. голосов.

Между тем самым крупным электоральным донором является политик с трудной судьбой и яркой биографией Ренато Усатый.

В первом туре за него отдали голоса 227,9 тыс. избирателей. На президентских выборах 2016 года, когда Майя Санду и Игорь Додон так же, как и сейчас, были основными конкурентами, господин Усатый поддержал последнего, и тот в итоге одержал победу. Но всю свою нынешнюю кампанию Ренато Усатый строил на жесткой критике действующего президента, называя его главным коррупционером.

Обладатель российского и молдавского гражданств, господин Усатый до прихода в молдавскую политику долго и безбедно жил в Москве. Но потом у него начались проблемы с российскими правоохранительными органами. В июле этого года он был заочно арестован Тверским районным судом Москвы: российский Следственный комитет обвиняет политика в причастности к схеме вывода из РФ $20 млрд. Ренато Усатый убежден, что его преследуют с подачи Игоря Додона, который считает его своим главным конкурентом на левом фланге. Пока господин Усатый никак не обозначил своей позиции по поводу второго тура выборов.

Но в какой-то момент это должно произойти. С Майей Санду Ренато Усатого роднит антикоррупционная риторика и желание распустить парламент нынешнего созыва, где большинство составляют социалисты Игоря Додона и союзные им демократы, и провести досрочные выборы законодательного органа.

Вечером в понедельник Ренато Усатый вышел в прямой эфир на своей странице в Facebook. Он сообщил, что созвонился и Майей Санду и они условились встретиться 3 ноября. После этой встречи он и объявит о своей позиции по поводу второго тура выборов. Господин Усатый дал понять, что его финальное решение будет зависеть от того, смогут ли они с ней договориться о совместных действиях по поводу роспуска парламента.

Глава кишиневского Института общественных политик Аркадие Барбарошие не исключает, что часть электората Ренато Усатого отойдет Майе Санду, а часть — Игорю Додону.

В разговоре с “Ъ” он отметил, что у обоих кандидатов также есть резервы среди тех, кто не ходил голосовать во время первого тура. Эксперт думает, что большинство из «прогулявших» первых тур во втором туре проголосуют за госпожу Санду.

Он обращает внимание на эволюцию, которая с ней произошла после выборов 2016 года, на которых она себя позиционировала как исключительно правый политик. «Она сильно изменила позицию. Сейчас она намного нейтральнее, говорит с меньшинствами на русском языке, обращается к людям на гагаузском и на болгарском. Ее слоган — давайте вместе строить страну, несмотря на этническое происхождение. Тут будет поддержка от думающих русскоговорящих»,— отметил Аркадие Барбарошие.

Валериу Паша считает, что Игорь Додон тоже бросил в бой далеко не все резервы. Действующий президент, говорит аналитик, может мобилизовать избирателей из непризнанного Приднестровья. Жители непризнанной республики с молдавским гражданством, а таких там несколько сотен тысяч, в первом туре выборов голосовали не слишком активно. Как и молдавские граждане, живущие в России. Посол Молдавии в Москве Андрей Негуца сообщил “Ъ”, что перед выборами в РФ завезли 71,5 тыс. бюллетеней для 17 открытых здесь участков (15 из них открыли в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и в Ленинградской области). Но в первом туре в России проголосовали лишь 5,6 тыс. молдавских граждан.

Валериу Паша не исключает, что здесь есть возможность для роста и Игорь Додон может обратиться к российской стороне с просьбой простимулировать голосование молдавских граждан при помощи полиции и миграционных структур. «От Москвы зависит, насколько это будет успешным»,— отмечает Валериу Паша.

На диаспору рассчитывает и Майя Санду. Граждане Молдавии, живущие в Европе, в первом туре продемонстрировали невиданную ранее активность. Так, в Италии проголосовали      46 тыс. человек, в Великобритании, Франции, Германии —      16,8 тыс., 15,6 тыс., 12,9 тыс. соответственно. У участков стояли длинные очереди, и голоса в большинстве своем ушли за госпожу Санду.

Если второй тур закончится победой Майи Санду, это наверняка скажется на отношениях Кишинева с Москвой, которые при пророссийском Игоре Додоне были пусть и не прорывными, но весьма ровными и точно не раздражали Кремль.

В предвыборную программу господина Додона Россия вписана как «основной стратегический партнер» Молдавии.

«Мы продолжим восстановление и развитие дружественных отношений с Россией, которые начались с первых же месяцев моего президентства. Я не допущу присоединения Молдовы к антироссийским санкциям. Мы добьемся расширения числа молдавских предприятий, которым будет открыт доступ на российский рынок, увеличения числа бюджетных мест для молдавских студентов в российских вузах. Мы продолжим практику проведения молдо-российских экономических форумов и привлечение российских инвестиций в экономику Молдовы»,— обещает действующий президент.

Майя Санду упоминает о Россию через запятую: «Буду продвигать внешнюю политику во благо народа и выведу страну из международной изоляции. Проконтролирую выполнение этапов для европейской интеграции. Восстановлю хорошие отношения с Румынией, Украиной, ЕС, США, Россией и другими странами».

В программе партии Майи Санду говорится, что отношения с РФ будут обеспечены «на основе общих интересов в области торговли, инвестиций, свободы передвижения и культурных связей». Стратегическое же партнерство упоминается в контексте взаимодействия с США.

Коммерсантъ. 03.11.2020

Читайте также: