Лукашенко ответил на вопрос о транзите власти в Беларуси

Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября в интервью политическим обозревателям республики и зарубежья ответил на вопрос о транзите власти в стране, передает БЕЛТА.

"Вдруг" я не откажусь (от президентских полномочий. - Прим. БЕЛТА). Я просто, когда надо, уйду с этого поста. Зачем "вдруг"? Вдруг - это опасно, - сказал глава государства. - Детально с принятием Конституции и прочее по срокам, я планирую сейчас, заявить на Всебелорусском народном собрании, как мы будем двигаться и при каких условиях. Они сейчас вырабатываются. Но ни в коем случае не под давлением. Ни в коем случае мы не пойдем на то, чтобы бросить людей и уйти. Вопрос не во мне".

"Все поняли, что бежать я никуда не собираюсь. И не убегу", - подчеркнул президент.

"Кроме Беларуси у меня ничего нет. Я за нее уцепился и держу. Потому что понимаю, что с ней может быть. И вы знаете, что с ней будет. Предать людей, бросить людей я не могу. Поэтому надо спокойно договориться. Если Лукашенко уходит, чтобы в стране было тихо и спокойно. Чтобы работали все органы власти, - заявил президент - Нужна обстановка тишины и покоя. И честно. Изберет народ того - он будет, этого - он будет".

Отвечая на вопрос, действительно ли Александр Лукашенко не будет среди своих соратников готовить преемника для мягкой передачи власти, он сказал: "Нет. Никакого транзита власти. Никаких преемников. Кого народ изберет, так и будет. Я поклялся, что будет так, как решит белорусский народ. Но меня никто не лишает права разъяснять людям. Я это буду говорить и буду примеры эти приводить. А люди пусть выбирают. Как бы они не любили Лукашенко, они поверят ему".

Глава государства отметил, что часть из того, что сейчас порой предлагается в плане изменений, уже в том или ином виде проходили в предыдущие годы. В качестве примера он привел выборность местных органов власти, включая губернаторов. "Я это видел в середине 90-х, когда был депутатом, когда там на сессии областного совета, я был в Могилеве, избирали губернатора - председателя облисполкома. Боже мой, три дня избирали! Три дня таскали друг за друга, гвалтом кричали. Я не знаю, как они избрали. Я уже в последний день и не поехал", - поделился воспоминаниями Лукашенко.

"То есть мы это уже проходили - то, что сегодня, говорят, надо в Конституцию. Но если народ хочет еще спустя четверть века пройти это, пусть пройдет. Но цена ошибки очень высока. Тогда все по талонам, по купонам, ни продовольствия, ничего не было. Вы же помните - нищета была страшная, люди, как после войны, терпеливо из этого выходили. А сейчас если    что-то случится... Мы ведь можем потерять свою независимость. Нас снова могут разделить на клочки", - предостерег глава государства.

По словам президента, он до последнего готов бороться за то, что создавалось в стране последнюю четверть века. "Я пришел из оппозиции к власти в очень тяжелые времена, когда национализм продолжал свой разгул в Беларуси. Это предки тех, кто сегодня заваривает кашу изнутри, на кого сегодня опираются внешние силы внутри Беларуси. Поэтому бесполезно управлять Лукашенко: не за что взять, - цитирует БЕЛТА Лукашенко. - А сдаваться я не собираюсь и на колени не стану, даже если останусь в одиночку. Я уже не единожды говорил своему окружению и всем тем, кто сегодня намертво стоит, защищая нашу Беларусь: даже если останусь один, я буду бороться за то, что создавал четверть века своими руками".

Вместе с тем, президент сообщил, что намерен до нового года поделиться полномочиями с другими органами власти.

Лукашенко также прокомментировал возможность переговоров с оппозицией. У президента, в частности, спросили, есть ли условия, при которых он бы пошел на переговоры с оппозицией и Светланой Тихановской, пишет БЕЛТА. "Слушайте, о чем я могу разговаривать с человеком, которая уговаривала, просила меня: помогите мне выехать из Беларуси, мои дети там. Она заранее в Литву отправила детей. Уехала туда и делает все во вред Беларуси. О чем мне с ней разговаривать? Мне что, в Литву к ней поехать?" - сказал глава государства.

"Нет темы для разговора. У меня в Беларуси хватает не только протестунов, но и оппозиционеров. Вы не путайте протестующих с оппозиционерами. Ничего подобного. Но они здесь. Вы понимаете, они здесь. И я с ними даже в СИЗО разговариваю", - отметил президент.

"И я не исключаю, что я с ними… Там же сколько-то человек выпустили: идите, пожалуйста, организовывайтесь. Воскресенский (политолог Юрий Воскресенский. - Прим. БЕЛТА) там уже вокруг себя собрал несколько десятков человек (речь о зарегистрированном учреждении "Круглый стол демократических сил". - Прим. БЕЛТА), которые включились в этот диалог. Я в курсе дела. Они здесь - эти люди. Я с ними точно встречусь. Сейчас идет диалог там на низком, среднем уровне и прочее. Он же все равно придет ко мне. Я с ними точно встречусь".

"А с предателями и террористами я какой диалог должен вести? Поверьте, здесь дело не в том, что я неуступчивый, кровожадный или еще какой-то. Я тот человек, которому это вообще не надо: ни гибель людей, ни теракты на железной дороге, ни на линии электропередачи, ни взрывы, ни коктейли Молотова в ГАИ или РУВД, или административных зданиях. Мне это не нужно, это мне во вред все. Но с предателями и террористами о чем говорить? И кто они такие, чтобы я с ними разговаривал? Они же ни одного позитивного шага в направлении Беларуси не сделали. Вы знаете их последнее требование вчера? Отключить Беларусь от банковской системы SWIFT. Мне что, с ними вести диалог о том, как отключить, как опустить и обрушить страну?" - поставил вопрос Лукашенко.

"Не надо им диалог со мной. Им это абсолютно не нужно. Им надо, чтобы сломать Лукашенко, как "главный тут оплот тоталитаризма", чтобы он ушел. Давить на меня бесперспективно. Мы все переживем, но мы маску с них сорвем. Мы им покажем, кто есть кто", - резюмировал президент.

В ходе интервью Лукашенко подчеркнул, что белорусское государство состоялось, имеет политический вес и серьезный экономический потенциал, пишет БЕЛТА.

"Любая цветная революция делает государство слабее, а народ - беднее. Нигде после этих мятежей люди лучше жить не стали. Главное лекарство от этой напасти тоже известно - это расширение и углубление наших связей, интеграции. Во всех форматах: двусторонних, ЕАЭС, СНГ, ОДКБ. Прежде всего, в сферах экономики, безопасности и человеческого общения", - сказал президент.

По его словам, на постсоветском пространстве многие страны "прозрели и осознали, что в альтернативных интеграционных проектах нам отведена роль доноров сырья, дешевой рабочей силы и рынка сбыта второстепенных товаров".

Глава государства подчеркнул, что только согласованное стратегическое планирование, реальное развитие производственной кооперации и взаимная поддержка помогут странам постсоветского пространства относительно безболезненно справиться с глобальными проблемами и устоять перед угрозами суверенитету, миру и стабильности.

"Нам просто нужно сплотиться и выступать единым фронтом и на международной арене. Только тогда наши народы могут сохранить возможность самостоятельно решать свою судьбу", - уверен Лукашенко.

В связи с этим он остановился на деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), передает ТАСС.

"Беда в том, что ни одно наше решение в целом не выполнено, кусками где-то что-то, это беда. Мы всегда говорим о том, как бы не превратилась наша организация ЕАЭС в СНГ, - приводит слова Лукашенко телеканал СТВ. - Мы же там уже никаких решений не принимаем, просто существует площадка для обсуждения некоторых вопросов. Много здесь зависит от России".

По его словам, сейчас, к примеру, такого нет, чтобы Белоруссия могла выбирать, покупать нефть у России или Казахстана. "Мы готовы были у вас [Казахстана] покупать нефть, но Россия никогда не пропускала и пока не пропускает ни газ, ни нефть. Мы готовы в Туркмении покупать газ, но РФ через свою территорию не пропустит, потому что она хочет продать свое", - сказал Лукашенко. По его словам, если стороны хотят этого союза ЕАЭС, "надо идти на реализацию (или уступки) тех договоренностей, которые подписаны. "Основа наших интеграционных устремлений и действий - в экономике. Если будет работать эта основа, мы будем вместе", - подчеркнул Лукашенко. Он также добавил, что так и белорусские молочные продукты не могут попасть на единый рынок, "о чем договаривались, вот в чем проблема".

Президент также ответил на вопросы об отношениях с Россией. По его словам, белорусское руководство никогда не откажется от сотрудничества с Россией, пишет ТАСС.

"Никогда Беларусь не отворачивалась от России. Кому-то было невыгодно, что у России есть такая страна [Белоруссия] и что в этой стране некий диктатор, который либеральный части [России] не нравится", - сказал Лукашенко (цитата - телеканал СТВ).

"Я никогда не предавал наши интересы белорусско-российские, я никогда не предавал честного и надежного политика - президента - ни Ельцина, ни Путина, и никогда этого не сделаю", - подчеркнул он.

Лукашенко также заявил, что его страна никогда не изменит России и не сменит курса в сторону других стран. "Вы даже не думайте, что сегодняшнее руководство - не только президент - нацелены на измену России, на изменение своего курса в сторону каких-то стран и так далее. И так далее. Этого нет и не будет никогда. Даже если эти протестуны придут к власти, им народ не позволит изменить политику. Не позволит", - сказал Лукашенко (цитата - телеканал "Россия-1").

"Если взять экономику, военные вопросы, политические, дипломатию и прочее, России замены нет", - подчеркнул президент (цитата - Первый канал).

"Куда ни кинь, без России нам будет очень сложно", - заявил Лукашенко. Отвечая на вопрос о том, сколько в процентном выражении России отводится в многовекторной политике Белоруссии, президент сказал: "Если по-народному, я думаю, что процентов 80 - это Россия".

Читайте также: