"Северный поток–2" попал под токсическое действие "Новичка"

Ольга Соловьева

Результаты токсикологической экспертизы оппозиционного российского политика Алексея Навального обостряют дискуссию о «санкционном ответе» Москве. Немецкие и американские политики уже призывают наказать Москву за использование нервно-паралитического вещества, схожего с небезызвестным «Новичком». Одни из предлагаемых пунктов – окончательная остановка строительства трубопровода «Северный поток–2» и отказ от российского газа. Такие меры станут золотой серединой между тотальным бойкотом и дипломатическими заявлениями, считают немецкие чиновники.

В Берлине и Брюсселе заявляют о требовании к Москве провести тщательное расследование случившегося с Алексеем Навальным и привлечь причастных лиц к ответственности. Многие немецкие политики выступают за «европейский ответ» Кремлю, который напрямую связан с работой газопровода «Северный поток–2». Так или иначе, почти никто не сомневается, что против Москвы будут введены новые санкции.

Не исключено, что новые химические санкции против РФ распространятся и на многострадальный газопровод «Северный поток–2» (СП-2). С таким предложением к правительству Германии обратились немецкие зеленые – партия «Союз-90/Зеленые». Глава фракции зеленых в Бундестаге Катрин Геринг-Эккардт заявила, что Берлин не может участвовать в этом проекте совместно с Москвой. Отравление оппозиционного политика Алексея Навального она назвала «покушением на убийство структурами Кремля». Немцев активно поддерживают в Вашингтоне. Свернуть проект строительства газопровода по дну Балтийского моря предлагает и сенатор США Том Коттон. «Остановите трубопровод «Северный поток–2», чтобы привлечь русских к ответственности», – написал он в Twitter. Впрочем, такого подхода придерживаются не все. Ранее представитель правительства ФРГ Ульрике Деммер призывала не связывать отравление российского политика с СП-2. Она, в частности, напомнила, что газопровод – совместный проект РФ и ФРГ. Схожую точку зрения высказывала и канцлер Германии Ангела Меркель.

Однако ситуация стремительно ухудшается. Напомним, в среду правительство Германии обнародовало результаты токсикологического теста. Согласно выводам экспертов, в организме российского политика Навального были обнаружены следы яда из группы веществ, к которым относится и «Новичок». И теперь немецкие и европейские чиновники активно продвигают идею «адекватного ответа» Москве.

Правящая партия ХДС/ХСС не исключает, что Берлин введет против Москвы новые санкции. «Вместе с другими государствами Евросоюза Германия теперь должна сформулировать позицию в отношении России, которая не исключает дальнейших санкций», – сообщил представитель парламентской группы ХДС/ХСС по внешней политике Юрген Хардт.

Должен быть европейский ответ, подчеркнул в четверг глава парламентского комитета по иностранным делам Германии Норберт Реттген. Этот ответ, по мнению политика, не исключает и приостановки работ по СП-2. «Мы должны проводить жесткую политику, мы должны отвечать на единственном языке, понятном Путину, – это продажа газа», – заявил он.

«Если мы с нашими партнерами хотим дать Москве четкое сообщение, тогда экономические отношения должны быть в повестке дня, а это означает, что нельзя упускать из виду проект «Северный поток–2», – согласился председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. Он также отметил невозможность полного бойкота государства. «Мы не можем возвести стену между Западом и Россией, это было бы слишком далеко, но есть золотая середина, нечто среднее между дипломатическими жестами и тотальным бойкотом», – считает Ишингер.

Брюссель, похоже, пока склонен занимать более выжидательную позицию. «Что касается санкций, то сложно говорить о наказании, когда нет расследования и виновные неизвестны», – замечает представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано, подчеркнув, что ЕС ожидает от РФ прозрачного расследования. «На этой стадии нет расследования, чтобы определить ответственных. Должно быть проведено честное и прозрачное расследование, мы хотим видеть виновных», – отметил он, подчеркнув, что расследование должно быть проведено Москвой, потому что ситуация произошла на территории РФ. На вопрос же о том, будет ли Брюссель доверять российскому расследованию, Стано ответил: «Мы бы хотели увидеть независимое расследование, свободное от вмешательств. Мы оценим его, когда увидим результаты». По его мнению, проведение прозрачного расследования в интересах РФ. «Такие химические вещества нельзя найти где попало, и это не первый раз, когда данная субстанция используется... против российских граждан», – отметил европейский чиновник.

В Москве выводы Берлина считают поспешными. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил РИА Новости, что Берлин не проинформировал Москву о своих выводах про «отравление» Навального «Новичком» и что у России нет таких данных. В МИД РФ, комментируя ситуацию, отметили, что российская сторона ждет ответа от Германии на запрос Генпрокуратуры РФ по ситуации вокруг Навального. Дмитрий Песков также подчеркнул, что Россия готова к всестороннему взаимодействию с Германией по выяснению всех обстоятельств ситуации вокруг Навального. Он отметил, что до вывоза «блогера» (то есть Алексея Навального) в Берлин никаких отравляющих веществ выявлено не было.

Риторика о «санкционном ответе» Москве тут же отразилась на рынках. Так, курс доллара к рублю в среду после объявления результатов экспертизы дорожал до 75,25 руб. за доллар.

При этом не все эксперты склонны ожидать серьезного санкционного ответа Москве. По мнению доцента Российского экономического университета Олега Чередниченко, текущие заявления правительства Германии носят в большей степени декларативный характер. «Что же касается реальных действий, то возможность их реализации будет рассматриваться после проведения детального расследования инцидента с Навальным, – полагает он. – Вероятнее всего, санкции, в случае их введения, будут носить персональный характер».

Он также сомневается, что химические санкции распространятся на проект СП-2. «В последнее время этот проект стал козырем в рукаве европейских и заокеанских политиков, который порой вытаскивается не к месту, но используется для получения как политических, так и экономических дивидендов заинтересованных сторон», – отмечает Чередниченко.

Не исключено также, что и вовсе никакого ответа не последует. Член экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Олег Матвейчев в интервью СМИ напоминает, что, когда пару лет назад саудовский журналист Джамаль Кашогги был убит и расчленен прямо в посольстве Саудовской Аравии в Турции, никаких санкций против Эр-Рияда введено не было.

В схожем инциденте с отравлением Скрипалей Европа ограничилась персональными санкциями, тогда как США ввели два этапа санкций в рамках закона 1991 года о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения, напоминают эксперты. В частности, год назад США ввели ограниченные санкции против российского госдолга, запретив американским банкам участвовать в первичных размещениях российских госбумаг в иностранной валюте.

«Реальность грядущих антироссийских санкций становится все более зримой. Они могут быть точечными – против определенных людей – или более широкими, секторальными», – не исключает главный аналитик «ТелеТрейда» Марк Гойхман. По его мнению, отравление политика Навального делает перспективу введения «адских санкций» против РФ также более зримой. «К ним относятся ограничения и даже запрет на вложения в российские ОФЗ для иностранных инвесторов, блокировка долларовых корсчетов крупных российских банков в банках США с запретом расчетов по внешнеэкономическим операциям российских контрагентов», – полагает эксперт.

До сих пор все санкционные ограничения не касались того денежного потока, что формируется вследствие продажи углеводородов, пояснила старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова. «Раз зашла речь о газе, значит, варианты, касающиеся российского экспорта голубого топлива, рассматриваются тем или иным образом. Все санкции, что работали ранее, выглядели очень громко и устрашающе, но по факту к ним вполне можно было адаптироваться. К санкционным рамкам, касающимся финансов и экспорта, приспособиться будет очень и очень непросто», – указывает она.

Но на рынке имеется большой избыток предложения нефти и газа, что делает суровые санкции легко реализуемыми, напоминает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. По его мнению, куда серьезней сегодня нужно отнестись к заявлениям Норберта Реттгена о возможном запрете экспорта российского газа. «Любые санкции, которые сократят денежный поток от экспорта, будут весьма болезненными», – подчеркивает экономист.

С одной стороны, европейским державам необходимо каким-то образом ответить на инцидент с отравлением, а с другой – Ангела Меркель уже заявила о том, что проект «Северный поток – 2», который политически важен для России, будет продолжен несмотря ни на что, напоминает ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, Россия может столкнуться с двумя типами санкций в связи с отравлением Навального. «Часть будет связана с экономическими ограничениями. Но их сейчас так много, что российские компании уже успели ним привыкнуть», – цитируют его рассуждения СМИ. «Второй и еще более вероятный сценарий – это введение персональных санкций, – говорит Макаркин. – Наряду со «списком Магнитского» может быть составлен и «список Навального». Однако если в случае с первым были известны имена людей, которые выносили решение, подписывали документы, то в нынешней ситуации сформировать этот перечень будет существенно сложнее». Но опять-таки, продолжает он, к подобным черным спискам в России тоже все привыкли.

Независимая газета. 03.09.2020

Читайте также: