Прогул по Независимости: студенты в Минске ушли с пар ради митинга

Эльнар Байназаров, Эльдар Раскалов

Сентябрь в Белоруссии обещает стать таким же протестным, как и август, — в первый же день осени в Минске прошло три крупные демонстрации. Забастовки, начавшиеся на заводах, перекинулись на учебные заведения. Митинговать 1 сентября вышли студенты почти всех вузов белорусской столицы — предполагалось, что к 11:30 учащиеся разных институтов придут к министерству образования и устроят общую демонстрацию. Но прорваться к зданию им не дали — площадь Независимости с самого утра оцепил ОМОН. Тогда студенты решили пойти шествием в 400–500 человек по главным улицам города. Милиция отправилась за ними, строя живые цепи, чтобы помешать движению. Всего за утро 1 сентября задержали порядка 40–50 человек. Но к трем часам дня всех отпустили.

Физики и лирики

Студентов Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ) почти два часа не выпускали из здания. У дверей вуза дежурили несколько сотрудников милиции, часть из них была в гражданском — это так называемые тихари. Отличить их от обычных протестующих можно по ручной камере — тихари снимают наиболее активных протестующих и задерживают уже отдельно.

— Внутрь зашли все быстро, — правоохранители загоняют студентов в корпус МГЛУ, внутри их встречают и отчитывают проректоры вуза. Их цель — не допустить участия молодежи в шествии к минобразованию. У здания университета дежурит несколько синих микроавтобусов без номеров.

— Идея была в том, чтобы несколько университетов слились у минобра, но из-за действий силовиков этот план реализовать не удалось, — рассказал «Известиям» один из учащихся. — Студенты разных вузов, как молекулы в броуновском движении, петляют случайными маршрутами по улицам, уходят от силовиков. Такую же концепцию использовали на женском марше в субботу, 29 августа.

Практически все институты Минска расположены в центре города вдоль проспекта Независимости. Накануне у семи крупнейших вузов появились свои Telegram-каналы, которые курируют протестующих студентов. 1 сентября колонны от каждого заведения выдвигались в 11 утра, с тем чтобы в 11:30 прийти к министерству образования — оно расположено сразу за Домом правительства на площади Независимости.

Периметр площади оцепили силовиками в черных шлемах, на подходах к ней — сотрудники ОМОНа. Проход через площадь свободен, но только после досмотра рюкзаков. Любую красно-белую символику изымают.

— Мы идем к Карпенко (Игорь Карпенко — министр образования Белоруссии. — «Известия»), чтобы узнать, как он смотрит на ситуацию, какой он хочет видеть страну дальше. Я из колонны Технологического университета. Как видите, людей пришло мало — много пар поставили с утра. Думаю, основная масса придет позже, — признался «Известиям» один из студентов в группе БГТУ. В колонне не больше 30 человек.

— Пока не грозили отчислением и выселением из общежитий, только призвали не выходить на несанкционированные акции, — студенты охотно давали комментарии журналистам, но просили обойтись без камер — завтра идти на пары, могут возникнуть проблемы.

— Срывать учебный процесс точно не стоит, надо продолжать учиться, это всё же больше в наших интересах. А протест выражать уже после пар, — призывали группу собравшихся в стачечном комитете БГУ.

Ближе к площади Победы разные маленькие колонны слились воедино. Здесь и студенты медицинских вузов (их можно отличить по белым халатам), и студенты Института культуры (в народе «кулек»).

«У нас есть голос», — скандировали учащиеся «кулька», из уст самых поющих студентов это звучало двусмысленно.

«Саша, в деканат», «Незачет» — толпа молодежи привнесла в протестные демонстрации новые речевки.

— Люди хотят рассказать президенту о действующей конституции республики, о свободе собраний. Это просветительская акция, по сути, — рассказала «Известиям» одна из женщин, как она сама призналась, в прошлом преподавательница института.

Действующие профессора и учителя в массовых шествиях не участвовали — по-крайней мере, у площади Независимости людей старше 25–27 лет не было.

На площади Победы путь заметно увеличившейся колонне перекрыли силовики. Однако студенты прорвали цепи, иные убежали от ОМОНа на проезжую часть. Начались первые задержания. В основном выхватывали тех, кто шел в одиночку или стоял с краю. Девушки строили живые цепи вокруг парней — женщин в автозаки не забирали. Были и точечные задержания, когда силовики намеренно разгоняли протестующих и догоняли тех, кто остался один.

После нескольких неудачных попыток выйти к минобразования, студенты решили пройтись по городу, выкрикивая в лицо сотрудникам милиции: «Мы просто гуляем».

Некоторые вузы испугались массового ухода студентов с занятий и начали выкладывать имена протестующих в официальные Telegram-каналы университетов.

Но гораздо большее удивление у учащихся вызвал тот факт, что к 15:00 практически всех задержанных утром студентов отпустили.

Шествие завершилось ближе к 16:00, или к концу пятой пары, как шутили сами собравшиеся. На проспекте Независимости заметно поредевшую колонну разогнали силовики, оставшиеся студенты пошли к стадиону «Динамо» — там в пять вечера начинался футбольный матч команд «Крумкачы» и «Динамо-Минск».

На последнем воскресном митинге футболисты «Крумкачов» публично поддержали протестующих, некоторые из спортсменов были задержаны. 1 сентября игроки вышли на поле в майках с надписью «Мы супраць гвалту» («Мы против насилия»). Трибуны скандировали привычное «Жыве Беларусь», которое благодаря акустике стадиона отдавалось эхом над всей примыкающей улицей Ленина.

В школах, несмотря на призывы Telegram-канала NEXTA, линейки не сорвались и прошли в привычной торжественной обстановке. Впутывать детей в митинги протестующие не решились.

«Ломать через колено»

Президент республики Александр Лукашенко 1 сентября посетил праздничную линейку в колледже сферы обслуживания в Барановичах.

— То, что нам в ближайшем будущем нужно обратить особое внимание на воспитательную роль образования, — это урок, который мы сегодня однозначно усвоили, — подчеркнул глава государства.

Он также отметил: особое внимание необходимо обратить на правовое воспитание учащихся. После линейки президент поговорил с местными жителями и пообещал, что гражданская война стране не грозит.

— Если мы начнем друг друга ломать через колено, знаете, что получится. Будет минимум гражданская война. Но не переживайте, этого не будет, — успокоил собравшихся Лукашенко.

Глава республики также заверил белорусов, что вместе с президентом России Владимиром Путиным сохранит «общее отечество от Бреста до Владивостока».

— В послании до выборов я сказал: вы нас сегодня называете партнерами. Не братьями стали, а партнерами. А зря! Это услышали и в Кремле, и везде. Мы сегодня братья. Но зачем ожидать, чтобы нас кто-то жиманул на Западе, чтобы мы снова стали братьями? Это урок. Мы сделаем соответствующие выводы. Мы с президентом [России] уже сделали эти выводы, — подчеркнул Лукашенко.

2 сентября в Москве состоятся переговоры глав МИД Белоруссии и России, они пройдут в преддверии встречи президентов двух стран. Она состоится в столице РФ в течение ближайших двух недель, анонсировал накануне пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. Это будет первая встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко с 30 июня.

«Темная ночка, где же твоя дочка» — вечером 1 сентября у Красного костела собралось свыше 300 женщин. Они встали в сцепку, чтобы их не смогли разогнать силовики, и пели белорусскую народную песню «Купалинка». Между тем в Управлении верховного комиссара по правам человека ООН во вторник заявили, что им известно о 450 случаях пыток в Белоруссии, местонахождение шести человек до сих пор не установлено. На этом фоне строчки «Купалинки» обретали особый смысл.

Известия. 02.09.2020

Читайте также: