Осень Карабаха

Сергей Строкань, Кирилл Кривошеев, Елена Черненко

Армения и Азербайджан в воскресенье вступили в полномасштабные боевые действия по всей линии фронта в Нагорном Карабахе, оказавшись на пороге новой войны. Объявленная в обеих странах военная мобилизация и радикальные заявления руководителей двух стран свидетельствуют об их решимости прибегнуть к силовому сценарию в условиях полного дипломатического тупика. В этой ситуации ключевую роль в посредничестве между сторонами может сыграть Москва: подтверждением этого стали телефонные переговоры с представителями противоборствующих сторон, которые провели в воскресенье российский президент Владимир Путин и глава МИД РФ Сергей Лавров.

Час икс для Карабаха

Полномасштабные бои, развернувшиеся по всей линии фронта в Нагорном Карабахе, начались рано утром в воскресенье. Уже в первые часы стороны применили артиллерию, танки и авиацию, что привело к жертвам среди мирного населения и сделало новое противостояние крупнейшим с 1994 года.

Вопрос о том, кто начал первым, вызывал традиционную для Баку и Еревана войну версий и слов. «27 сентября около 6:00 (5:00 мск.— “Ъ”) вооруженные силы Армении, осуществив масштабные провокации, подвергли интенсивному обстрелу позиции азербайджанской армии вдоль всей линии фронта и наши населенные пункты, расположенные в прифронтовой зоне, из крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерийских установок различного калибра»,— сообщило Минобороны Азербайджана.

Действия собственных вооруженных сил в Баку назвали «контрнаступательной операцией» с применением танковых подразделений, ракетно-артиллерийских войск, фронтовой авиации и беспилотных летательных аппаратов.

Официально объявленной целью операции Баку стало «уничтожение большого количества живой силы, военных объектов и боевой техники вооруженных сил Армении, расположенных на передней линии и в глубине обороны противника». Уже в первые часы противостояния азербайджанская сторона отрапортовала об уничтожении 12 единиц зенитно-ракетных комплексов «Оса» подразделений ПВО Армении.

Кроме того, пресс-секретарь Минобороны Азербайджана Анар Эйвазов еще в первой половине дня заявил о серьезном продвижении войск. По его словам, азербайджанская армия взяла под контроль села Гараханбейли, Гервенд, Юхары-Абдулрахманлы и Кянд-Горадиз Физулинского района, а также Бейюк-Марджанлы и Рюзгар Джебраильского района.

Власти Нагорного Карабаха эту информацию поначалу опровергали. «Это очередная информационная провокация азербайджанской пропагандистской машины»,— заявили в Минобороны самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР).

Излагая свою версию происходящего, армянское руководство и власти самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики назвали инициатором эскалации Баку. «Сегодня утром по всей протяженности линии соприкосновения азербайджанская сторона начала активные артобстрелы, выбирая в качестве мишеней мирные населенные пункты, в том числе Степанакерт. Строго осуждаем агрессию военно-политического руководства Азербайджана против Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”)»,— заявили в МИД Армении. В качестве подтверждения информации об азербайджанских обстрелах Степанакерта местные СМИ стали размещать фото- и видеоматериалы разрушений, показывая поврежденные стены домов и детей, сидящих в темном подвале.

Сообщив о том, что Степанакерт и другие населенные пункты Карабаха обстреливаются из систем «Град», Ереван предупредил, что его действия будут направлены на то, чтобы в полном объеме обеспечить безопасность населения Карабаха и дать противнику «соразмерный политический и военный ответ».

«Всю ответственность за последствия развязанной агрессии будет нести руководство Азербайджана»,— отметили в МИД Армении.

В последний раз реальное изменение зон контроля в Карабахе произошло во время боев 2016 года. Тогда азербайджанским военным удалось занять гору Лелетепе, что позволило отстроить и заселить брошенное село Джоджуг-Марджанлы. Упомянутые в последних сводках с фронта Бейюк-Марджанлы и Рюзгар находятся в нескольких километрах отсюда.

Уже к вечеру воскресенья стали появляться все новые подтверждения того, что происходящее стремительно превращается в самое серьезное обострение конфликта за последние четверть века. Армянская сторона сообщила о 16 убитых и около 100 раненых. Азербайджан о собственных людских потерях умолчал, однако признал потерю двух вертолетов. По версии Еревана, которую изложил в воскресенье вечером представитель Минобороны Армении Арцрун Ованнисян, в первый день боев «погибли около 200 азербайджанских военнослужащих, уничтожено 30 единиц бронетехники, 20 беспилотников».

К вечеру президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян был вынужден признать, что армия Азербайджана на отдельных участках фронта смогла продвинуться вперед. «У нас есть потерянные позиции, у нас есть десятки погибших и раненых, есть десятки раненых среди гражданского населения, есть погибшие среди гражданских»,— сказал он.

О беспрецедентном с начала карабахского конфликта масштабе столкновений можно судить и по воззваниям национальных лидеров двух стран, из которых следовало, что для карабахского конфликта наступает час икс.

На военном положении

Вначале около 11 часов утра по местному времени с видеообращением к нации выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев. «Мы сражаемся на своей земле, сегодня азербайджанская армия на азербайджанских землях наносит сокрушительные удары по неприятелю. Что делает армянский солдат на азербайджанских землях? Наше дело правое, и мы победим»,— заявил Ильхам Алиев. «Они сознательно провоцируют Азербайджан и увидят горькие последствия этого. Азербайджан не прибегал ни к какой провокации. Азербайджан лишь защищает свои интересы, отстаивает свои позиции и открыто проводит свою политику»,— отметил Ильхам Алиев, по словам которого все международные организации признают территориальную целостность Азербайджана.

Стратегическую цель Баку, как ее представляет высшее руководство Азербайджана, Ильхам Алиев определил как «восстановление исторической справедливости» и «восстановление территориальной целостности страны».

«Проблема Нагорного Карабаха — это наш национальный вопрос. Урегулирование нагорно-карабахского конфликта — наша историческая задача. Я много раз говорил и хочу сказать сегодня, что мы должны решить этот вопрос так, чтобы народ Азербайджана был удовлетворен этим»,— заявил он.

В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая в парламенте, в качестве возможного ответного шага намекнул на возможность признания Ереваном независимости Нагорного Карабаха. При этом, по словам армянского лидера, «пропагандируемая в Азербайджане ненависть к армянам не могла привести к другому результату, чем к войне».

«Широкомасштабная война на Южном Кавказе, на пороге которой мы стоим, может иметь самые непредсказуемые последствия и выйти за пределы региона, приобрести масштабы, угрожая международной безопасности и стабильности,— сообщил Никол Пашинян. И добавил: — Мы готовы к этой войне».

В подтверждение этих слов в воскресенье армянское правительство ввело в стране военное положение и объявило всеобщую мобилизацию, а также призвало граждан сдавать кровь, чтобы оперативно переливать ее раненым.

Со своей стороны, власти Азербайджана ввели на всей территории страны военное положение, которое начинает действовать с 0:00 часов 28 сентября. В указе, подписанном президентом Алиевым, отмечается, что военное положение вводится в связи «с вооруженными атаками и регулярными военными провокациями ВС Армении против Азербайджана».

Кроме того, в ряде городов и районов страны, включая Баку, в воскресенье был введен комендантский час. На время действия комендантского часа запрещается находиться на улицах и в других общественных местах без специального разрешения и документов, подтверждающих личность. Кроме того, с понедельника вводятся ограничения на движение транспортных средств. Ни в ходе предыдущих боев в Карабахе в апреле 2016 года, ни во время последнего обострения этого года, произошедшего в июле за сотни километров от Карабаха, на армяно-азербайджанской границе, о столь радикальных мерах не было и речи.

Карабахская война в Нью-Йорке

Примечательно, что началу боевых действий по всей линии фронта в Карабахе на прошлой неделе предшествовала ожесточенная перепалка лидеров Армении и Азербайджана на проходящей в Нью-Йорке 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

Своими выступлениями лидеры двух стран фактически подтвердили опасения дипломатов и экспертов, в последние месяцы говоривших о все более реальной угрозе военного сценария в связи с откатом в переговорном процессе по Карабаху, который к сегодняшнему дню, несмотря на все усилия Минской группы ОБСЕ, окончательно зашел в тупик.

Тема карабахского конфликта ранее неоднократно обсуждалась в Нью-Йорке, однако никогда еще она не стояла столь остро, как сейчас. Выступая в прениях на 75-й сессии Генассамблеи, президент Алиев практически полностью посвятил свое выступление Армении, которую он представил «страной-оккупантом, проводящей этнические чистки и серьезно подрывающей мирные переговоры».

Более того, он назвал Армению «страной, спонсирующей терроризм», против которой должны быть введены международные санкции. «Армения осуществила на оккупированных территориях этническую чистку против азербайджанского населения. Все азербайджанское население было изгнано с оккупированных территорий. Армения совершила против азербайджанских гражданских лиц ряд военных преступлений и преступлений против человечности. Для того чтобы избежать ответственности за оккупацию наших земель, Армения создала на этих территориях криминальный, террористический, самопровозглашенный режим»,— негодовал Ильхам Алиев, добавив, что к тому же для войны с Азербайджаном Армения «привлекает наемников и террористов из разных стран».

Еще одним принципиально новым моментом в выступлении азербайджанского лидера стал тезис о том, что уже сейчас Ереван не только срывает переговоры, но и активно готовится к войне.

Более того, сценарий этой войны и подготовку к ней Ильхам Алиев описал весьма подробно. «Премьер-министр Армении объявил о создании вооруженных групп ополченцев, состоящих из десятков тысяч гражданских лиц, которых будут принуждать к участию в военных операциях против Азербайджана»,— сообщил Ильхам Алиев, заявив о том, что объявленной стратегической целью становится «новая война за новые территории».

По версии главы Азербайджана, в этой новой войне возникнет угроза нанесения ударов по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре страны, включая Мингячевирское водохранилище и расположенный вблизи Баку один из крупнейших в мире Сангачальский нефтегазовый терминал, который обеспечивает энергетическую безопасность десятков государств.

В свою очередь, выступая на общих дебатах в рамках 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, армянский премьер Никол Пашинян назвал приоритетами Армении «обеспечение всесторонней безопасности подвергающегося экзистенциальным угрозам народа Арцаха» и требование категорически неприемлемой для Баку «реализации права народа Нагорного Карабаха на самоопределение».

При этом Никол Пашинян позволил себе и резкий выпад в сторону Турции, неоднократно заявлявшей о готовности в случае обострения конфликта прийти на помощь «азербайджанским братьям».

«Турция напрямую угрожает Армении и демонстративно проявляет воинственную позицию, проводя провокационные совместные военные учения с Азербайджаном в непосредственной близости от Армении и Нагорного Карабаха. Турция строит свою политику на эксплуатации родственных традиций, конфликтов в нашем регионе, оправдании геноцида армян, безнаказанности за это преступление. Турция представляет собой угрозу безопасности Армении и всего региона»,— заявил на общих дебатах в Нью-Йорке Никол Пашинян.

Война назревала

Собеседники “Ъ” в госструктурах РФ еще около полутора недель назад предупреждали о назревающем серьезном обострении карабахского конфликта. По словам источников “Ъ”, на это указывало промедление армянской стороны с реализацией ранее достигнутых договоренностей (прежде всего о возвращении под контроль Баку пяти районов вокруг Нагорного Карабаха, что должно было стать исходным пунктом для дальнейших шагов к урегулированию). Еще одним фактором источники “Ъ” называли рост националистических настроений в Азербайджане, где после июльского столкновения сторон прошли многочисленные марши в поддержку силового решения вопроса. Масла в огонь, как с сожалением отмечали собеседники “Ъ”, добавляла Турция, которая на протяжении последних месяцев делала крайне несдержанные заявления в поддержку Азербайджана.

В этих условиях дальнейшая ситуация в зоне конфликта будет зависеть от позиции внешних игроков, способных как сыграть на обострение, так и выступить в роли международной «пожарной команды».

В ходе состоявшегося в воскресенье по просьбе армянской стороны телефонного разговора Никола Пашиняна с Владимиром Путиным было заявлено о недопустимости «дальнейшей эскалации и вовлечения в конфликт внерегиональных сил».

В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров провел телефонный разговор с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым, выразив серьезную озабоченность последним обострением в зоне конфликта, к урегулированию которого готова подключиться Москва. С российской стороны подчеркнута необходимость скорейшего прекращения огня. Отмечено, что Россия вместе с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ продолжит предпринимать посреднические усилия, направленные на стабилизацию ситуации, говорится в заявлении МИД РФ, распространенном по итогам переговоров Сергея Лаврова и Джейхуна Байрамова.

 

Коммерсантъ. 28.09.2020

Читайте также: