Казахстан задумался о посткризисном развитии

Марина Коваленко

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во вторник выступил со своим вторым ежегодным посланием к согражданам. Он представил обширный план «посткризисного развития» страны — в частности, объявил о «новом экономическом курсе», реформе госаппарата и массовой цифровизации. А вот либерализации общественно-политической сферы, на которой глава республики сделал акцент в прошлом послании, в этот раз было уделено минимум внимания.

Полуторачасовая речь Касым-Жомарта Токаева звучала во вторник по всем телеканалам и основным радиостанциям страны. После официального открытия шестой сессии в стенах Мажилиса (нижней палаты парламента) президент Казахстана обратился со своим вторым посланием к народу, которое по своему содержанию стало планом работы депутатов Казахстана на ближайший год.

Уже во второй раз выступление проходило на фоне кризисов. Послание президента в сентябре 2019 года сопровождалось протестами и политической нестабильностью, вызванными добровольной отставкой бессменного «лидера нации» Нурсултана Назарбаева. Теперь же в фокусе внимания — экономический спад на фоне пандемии. Отразился коронавирусный кризис и на самом выступлении: важнейшее политическое событие страны прошло без присутствия в зале журналистов.

Тема послания была обозначена как «цели посткризисного развития страны». И основной упор действительно был сделан больше на планах, чем на достижениях. Выступление господин Токаев начал тезисом о необходимости учредить в республике «новую модель государственного управления».

«Пандемия и перевод большинства сотрудников государственных органов на режим удаленной работы показали, что госаппарат можно и нужно сокращать»,— сказал президент. И добавил: в этом году число госслужащих будет сокращено на 10%, а в следующем — на 15%.

За счет сэкономленных средств, по словам господина Токаева, будет повышена зарплата оставшихся работников и, соответственно, повысится «ответственность и мотивация» госслужащих.

Он также призвал ликвидировать институт ответственных секретарей в министерствах из-за «отсутствия взаимопонимания» между ними и министрами.

Такую реформу, впрочем, трудно назвать попыткой уменьшить забюрократизированность государственной власти, ведь одновременно с этим президент выступил за создание новых госорганов. В частности, планируется воссоздание подотчетного лично президенту Агентства по стратегическому планированию и реформам. Ведомство, по словам казахстанского лидера, должно стать «центральным звеном всей системы» и разрабатывать «реалистичные и обязательные к исполнению всеми госорганами» реформы. Ожидается, что в его состав войдут комитет по статистике — «для объективности оценки быстро меняющейся ситуации» — и агентство по защите конкуренции.

Другая часть выступления президента Токаева была озаглавлена как «Экономическое развитие в новых реалиях». 10 июля, выступая на расширенном заседании правительства, лидер Казахстана заверил: «В моем втором послании я предложу новые меры, которые приведут к экономическому буму». Однако никаких конкретных предложений, которые обещают экономический бум, высказано не было.

Начал глава республики с вердикта: «длительный нефтяной суперцикл, похоже, завершился» и «создание по-настоящему диверсифицированной экономики» не имеет альтернатив. Действительно, падение цен на нефть — основной экспортный продукт страны — усугубило экономическую ситуацию в Казахстане.

Ударила по экономике Казахстана и пандемия: на борьбу с коронавирусом и его последствиями власти уже потратили более 4 трлн тенге (704 млрд руб.). Всего же, по прогнозам Всемирного банка, в 2020 году ВВП Казахстана сократится на 3% — впервые с конца 1990-х годов. Напомним, карантин в стране вводился уже дважды. И только в понедельник руководство республики анонсировало определенное послабление эпидемиологических мер: возобновляется движение поездов и автобусные перевозки, возвращаются к работе учреждения культуры, спортивные центры и бассейны.

В связи с этим господин Токаев объявил о «новом экономическом курсе» Казахстана, который, по его словам, должен базироваться на семи принципах:

  • справедливое распределение благ и обязанностей;
  • ведущая роль частного предпринимательства;
  • честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей;
  • рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;
  • развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;
  • «озеленение» экономики, охрана окружающей среды;
  • принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

Пул проектов для этих целей, отметил президент, будет сформулирован до 2021 года. На этом фоне господин Токаев пообещал стабильность законодательства на сроки реализации контрактов и внедрение инструмента стратегических инвестиционных соглашений. Существенная часть речь ожидаемо было посвящена поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) в условиях «коронакризиса». В частности, путем государственного субсидирования процентных ставок до 6% годовых. Но главная цель, отметил лидер Казахстана,— увеличение к 2025 году доли МСБ в ВВП до 35%, а числа занятых в этом секторе экономики — до 4 млн человек.

Не обошлось в послании-2020 и без отсылок к достижениям Нурсултана Назарбаева.

При президенте Назарбаеве, подчеркнул господин Токаев, была заложена «крепкая основа» для развития экономики, «людей уже не осчастливишь абстрактным ростом» ВВП, «нужна индустриализация». В частности, он отметил, что нужно развивать пищевую и текстильную промышленность, производство строительных материалов и другие промышленные сектора. Правда, конкретных планов в этом направлении в послании президента не прозвучало.

Среди других приоритетных направлений развития в социальной сфере на фоне пандемии — разработка единой образовательной онлайн-платформы для школьников и учителей. Кроме того, Касым-Жомарт Токаев поручил заняться цифровизацией процесса получения пенсий и пособий, а также обеспечить цифровое подтверждение информации о гражданах Казахстана. «Бегать должны данные, а не люди»,— посетовал он.

Как и в прошлом послании, вновь прозвучал тезис о развитии гражданского диалога.

Напомним, тогда господин Токаев объявил о курсе на построение «слышащего государства», и именно с реформами в этом направлении были связаны надежды казахов на либерализацию общественно-политической сферы. Ряд обещаний выполнить удалось: были приняты новые законы о выборах, о политических партиях и о митингах. Однако если в 2019 году этому направлению была отведена определяющая роль, то в этот раз господин Токаев посвятил реформам общественно-политической сферы не больше трех минут. В частности, он указал, что «модернизация будет продолжена».

Что касается конкретных мер, то было принято решение проводить прямые выборы акимов сел, усилить контроль над утверждением местных бюджетов, ввести единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Любопытным стало заявление президента о поддержке многопартийности в стране. «Как глава государства, я обязан приложить усилия для развития действительно многопартийной системы,— заявил он.— Мы не стоим на месте. Мы постепенно адаптируем нашу политическую систему к новой ситуации». В то же время политик отметил: «Партия "Нур Отан" своими действиями доказала, что является ведущей политической силой в нашем обществе».

Коммерсантъ. 01.09.2020

Читайте также: