Евроконцентрация: новое руководство Македонии определит ее путь в ЕС

Екатерина Постникова

В Северной Македонии прошли выборы в парламент. Сформированное после них правительство определит дальнейшие шаги по ее вступлению в Европейский союз. В Брюсселе надеются, что новое руководство страны будет последовательно придерживаться проевропейского курса. При этом, как заявили «Известиям» в Еврокомиссии (ЕК), скорость вступления Северной Македонии в ЕС зависит исключительно от нее самой — в частности, от того, насколько быстро и качественно в стране пройдут необходимые для этого реформы.

Проевропейский исход

15 июля в Северной Македонии состоялись выборы в Собрание республики (однопалатный парламент). С небольшим разрывом лидируют две ведущие в стране партии: правящий Социал-демократический союз (СДС) во главе с проевропейским экс-премьером Зораном Заевым и движение «Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ) под началом Христиана Мицкоского — у них 35,8% и 34,5% соответственно. Лидер СДС уже произнес свою победную речь, однако для закрепления шатких позиций теперь ему надо сформировать коалицию.

— Парламент и правительство, которые должны быть сформированы в ближайшее время, сыграют ключевую роль в продвижении реформ [необходимых для вступления в Евросоюз], — сказал «Известиям» глава делегации Европарламента (ЕП) по отношениям с Северной Македонией, австрийский политик Андреас Шидер. — Мы с нетерпением ожидаем формирования прочного стабильного большинства, которое может взять на себя политическую ответственность за европейское будущее страны.

Действительно, нынешнее голосование оказалось тесно увязано с вступлением Северной Македонии в Евросоюз — статус кандидата республика получила еще в 2005 году. Однако каким бы ни оказался исход этого голосования, серьезного изменения проевропейского вектора страны не произойдет, считает профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Елена Пономарева.

— Уровень жизни и развития в Большой Европе на порядок выше, чем в балканских странах. Показать своему избирателю, какое благополучное будущее у него может быть, можно, лишь обратив взор на Евросоюз. При этом никто из политиков не говорит об издержках, которые возникнут на пути вступления, — пояснила «Известиям» эксперт. — Принципиального значения, кто в итоге победит на выборах, здесь нет: не будет такого, что ВМРО, например, победив, возьмет и откажется от вступления в ЕС.

Вместе с тем никакой конкретики по поводу того, когда начнутся переговоры о вступлении, Брюссель долгое время не давал. Это провоцировало в стране беспокойство и неопределенность. Относительная ясность наступила в марте 2020 года: тогда 27 лидеров ЕС утвердили решение начать переговоры о вступлении Северной Македонии и Албании (кандидат с 2009 года), опять же не назвав конкретной даты старта.

Параллельно с этим в конце марта 2020-го республика стала 30-м членом Североатлантического альянса. В эту организацию Северная Македония стремилась давно, однако главным препятствием был ее спор с Грецией, который длился с 1991 года. Его причина — слово «Македония» в названии получившей тогда независимость Бывшей Югославской Республики Македония (БЮРМ). Дело в том, что на севере Греции существует одноименный административный район с центром в городе Салоники, из всех регионов страны он занимает наибольшую территорию. В Афинах опасались того, что соседняя БЮРМ будет претендовать на нее, тем самым угрожая греческой территориальной целостности.

Вопрос был решен в 2018 году: 17 июня главы МИД двух государств около озера Преспа на границе подписали соглашение о переименовании Республики Македония в Республику Северная Македония. 30 сентября в стране прошел референдум, который, несмотря на низкую явку — 36,8% (согласно македонскому законодательству, не позволяет признать плебисцит действительным), получил широкое одобрение западных стран. Из всех проголосовавших около 90% пришедших переименование поддержали. Это сняло претензии Греции и открыло Северной Македонии путь в НАТО.

Москва членство страны в альянсе восприняла категорически негативно — в России уверены: НАТО расширяет свои границы на восток за счет втягивания в свои ряды в том числе и Скопье. Что касается членства страны в Евросоюзе, то резкой критики из Москвы на этот счет не звучало.

Долгий путь в ЕС

Программа расширения Евросоюза на Западные Балканы была принята на саммите в Салониках в 2003 году. Ее суть заключается в том, что рано или поздно все страны региона станут членами ЕС. За 17 лет из шести государств в объединение вошла только Хорватия (2013 год). Помимо Северной Македонии и Албании, статус кандидата получили Сербия и Черногория. Босния и Герцеговина пока лишь только подала заявку на вступление.

В начале 2020 года Евросоюз изменил порядок ведения переговоров о приеме стран в свои ряды: если раньше начатые контакты неизбежно должны были завершиться членством в ЕС, то теперь Брюссель оставляет за собой право эти переговоры останавливать, прекращать или перезапускать по отдельным направлениям. В обмен на эти изменения свое согласие на начало переговоров с Северной Македонией и Албанией дали Нидерланды и Франция, ранее такое решение блокировавшие.

Как рассказали «Известиям» в Евросовете, 1 июля ЕК представила черновой план ведения переговоров с учетом новых правил — сейчас совет рассматривает его на уровне экспертов. Германия, будучи председателем ЕС, намерена включить рамки ведения переговоров и внутренние механизмы в повестку Совета по общим вопросам грядущей осенью, отметили в институте ЕС.

— Первая межправительственная конференция должна пройти как можно скорее после того, как совет одобрит регламент переговоров, — рассказали «Известиям» в ЕК. — При этом расширение [ЕС] — это процесс, который зависит от собственных заслуг страны. Темп переговоров определяет в первую очередь скорость проведения реформ.

Другими словами, чтобы попасть в Евросоюз, руководство Северной Македонии должно внедрить стандарты союза в сферах торговли, окружающей среды, транспорта, защиты потребителей и прочего.

— Однако наиболее важное направление — тема верховенства права, — отметила в беседе с «Известиями» вице-председатель делегации ЕП по отношениям с Северной Македонией, германский политик Марион Вальцман. — Переговоры смогут перейти к другим областям только тогда, когда страна обеспечит независимую и эффективную судебную систему, соблюдение законодательства и свободу СМИ.

В Европарламенте уверены: членство Северной Македонии в ЕС выгодно обеим сторонам. Граждане республики получат более высокий уровень жизни, а Евросоюз — еще один рынок сбыта на 2 млн человек — доступ к природным и культурным ресурсам, а также большее число квалифицированных молодых людей, считает вице-председатель той же делегации, словенский депутат Ирена Йовева.

— Это также уменьшит напряженность межэтнических отношений и принесет в регион подлинный мир и стабильность, — сказала «Известиям» политик.

Однако, по мнению Елены Пономаревой, судьба членства страны в ЕС зависит исключительно от 27 европейских лидеров и еврочиновников высокого уровня. Учитывая непростое социально-экономическое положение страны, сложность вокруг внедрения норм ЕС и ряд других факторов, вряд ли в ближайшее время Северную Македонию пригласят в Евросоюз, подытожила эксперт.

Известия. 16.07.2020

Читайте также: