Лукашенко пытается срочно сбить цену на российский газ

Антон Ходасевич

Минск просит снизить цены на газ в этом году, предлагая все новые формулы расчета. В Москве заявляют, что готовы обсуждать только цены будущего года, да и то после того, как Белоруссия погасит накопившийся долг. Экономическому консенсусу мешают политические разногласия. Но кроме нестыковок с Москвой у Александра Лукашенко не все обстоит благополучно и в отношениях с собственным народом. Президент пообещал, что «переворота в стране не будет».

Министры энергетики Белоруссии и России Виктор Каранкевич и Александр Новак в режиме видеоконференции обсудили «актуальные вопросы сотрудничества в газовой сфере». Об этом сообщила пресс-служба Министерства энергетики Белоруссии.

Как следует из сообщения, белорусская сторона по-прежнему настаивает на пересмотре цены на газ на основании того, что «сохраняется тенденция к снижению цен на поставляемый в Европу российский газ – как спотовых, так и по долгосрочным контрактам». Кроме того, в Минске ждут от «Газпрома» «методику определения фактической среднемесячной теплоты сгорания природного газа с метрологическим подтверждением ее пригодности в соответствии с законодательством Беларуси».

Как сообщалось, в начале июня Минэнерго Белоруссии направило письмо в адрес председателя правления компании «Газпром» Алексея Миллера. В нем, согласно информации Минэнерго Белоруссии, содержались предложения по корректировке условий поставок газа в этом году и методике ценообразования на газ с 1 января будущего года. По мнению белорусской стороны, добиться установления справедливой цены поможет вышеупомянутая методика. Поэтому ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» должен ее предоставить в ГПО «Белтопгаз» в ближайшее время. «Министерство энергетики Беларуси со своей стороны готово обеспечить оперативное рассмотрение данной методики ГПО «Белтопгаз», – отметили в пресс-службе.

Минэнерго России о подробностях переговоров не сообщает, ограничиваясь лишь информацией о том, что они состоялись. Однако в конце мая в ОАО «Газпром» заявляли, что у Белоруссии снова образовался долг за газ в размере 166 млн долл. Вернуться к переговорам с белорусами «Газпром» готов только после погашения долга, заявлял Алексей Миллер. Однако «Газпром» готов обсуждать уже только цену своего газа в 2021 году.

Белорусская сторона утверждает, что никаких долгов перед «Газпромом» у нее нет. «Беларусь не имеет задолженности за импортируемый природный газ. Расчеты за поставляемый природный газ осуществляются белорусскими газоснабжающими организациями с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» в соответствии с заключенными договорами», – заявляли в мае в пресс-службе Минэнерго.

Напомним, что в 2016 году долг у Белоруссии образовался    из-за того, что Минск сам себе назначил цену, которую считал справедливой, и платил только ее (73 долл. за 1 тыс. куб. м вместо 132). В результате образовался долг в 300 млн долл. Официальных данных относительно того, за счет чего формируется нынешний долг, нет, однако не исключено, что Белоруссия использует тот же подход. Согласно контракту,      1 тыс. куб. м российского газа в этом году стоит 127 долл. Однако справедливой в Минске считают цену тоже не более      70 долл., а лучше даже меньше. «Это ж не дело, я уже не говорю про год 75-летия, что Германии продают природный газ до 70 долл., как у меня информация (там по-разному было), но никак не 127 долл., как для Беларуси», – возмущался по этому поводу президент Александр Лукашенко.

Тогда, в апреле 2017 года, затяжной газовый долговой конфликт прекратили президенты. В настоящее время ситуация куда более сложная.

Во-первых, у Москвы и Минска разные подходы к «углублению интеграции». В Белоруссии утверждают, что подписание интеграционных карт в предлагаемом Россией виде приведет к потере независимости, и на этом основании подписывать карты отказываются. В Москве, в свою очередь, не хотят идти ни на какие уступки без подписания этих карт.

Во-вторых, в Белоруссии сейчас идет избирательная кампания, которая оказалась на удивление активной, что вынудило Александра Лукашенко «разыграть российскую карту». Он обвиняет своих ключевых оппонентов в том, что они ведут предвыборную кампанию за деньги российских олигархов, которым потом, в случае своей победы, они «продадут Родину». Они же, российские олигархи, судя по заявлениям Лукашенко, задумали сформировать «команды и группы боевиков, которые, не исключено, захотят организовать побоище на площади».

На таком информационном фоне очень сложно достигнуть какого-либо взаимопонимания. Впрочем, длительная история белорусско-российских отношений богата на случаи, когда казалось, что стороны уже прошли точку невозврата в отношениях, но затем договаривались и делали вид, что ничего не было.

Не далее как в среду, 10 июня, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что он ничего не знает          «о существовании олигархов в нашей стране, а также о том, чтобы они чем-то занимались в Белоруссии». Однако наряду с этим отметил, что в Кремле внимательно следят за тем, как проходит избирательный процесс, и «не видят ничего, что бы дискредитировало эти выборы». Это притом что Александр Лукашенко уже посадил за решетку одного из своих противников Сергея Тихановского и семерых его соратников. В обвинении фигурирует статья, уже применявшаяся к политическим оппонентам, и Европа снова вспомнила слово «санкции».

Встречаясь в среду, 10 июня, с главой ЦИКа Лидией Ермошиной, Александр Лукашенко снова пригрозил, что «в нужное время, в нужном месте мы приведем всех в чувство», вероятно, имея в виду политических оппонентов, вообразивших, что они могут забрать у него власть. «Переворота в стране не будет. Майдана – тем более», – заверил он.

По информации замглавы МИД России Андрея Руденко, которого цитирует РИА Новости, Александр Лукашенко собирается посетить Москву 24 июня и принять участие в параде Победы. Российская карта может быть разыграна самым неожиданным образом, не исключают эксперты в Минске.

Независимая газета. 10.06.2020

Читайте также: