Индия заинтересована в промышленном потенциале ЕАЭС – индийский эксперт

Как сообщили в ЕЭК накануне майского саммита лидеров Евразийского союза, на сегодняшний день переговоры с Индией о создании Зоны свободной торговли переходят в активную фазу. В Комиссии видят в этом сотрудничестве серьезный потенциал. Однако пока ключевой задачей Нью-Дели является борьба с пандемией коронавируса: число случаев там растет, и сейчас страна вышла уже на 5 место в мире по числу заболевших. Впрочем, число погибших от вируса в Индии остается довольно низким, и с 8 июня власти начали первый этап вывода общества из режима изоляции. О том, как страна справляется с пандемией и каковы ее перспективы сближения с ЕАЭС в ближайшее время, корреспонденту «Евразия.Эксперт» рассказал научный сотрудник Центра центральноевразийских исследований Университета Мумбаи Шоаиб Хан.

– От «испанки» в 1918-1919 гг. умерло 18 млн жителей крупных индийских городов, которые не имели доступа к помощи врачей. Однако в случае с коронавирусом Индии удалось не только избежать многочисленных жертв, но и объявить о скором выходе из карантина. Как Индии удалось победить коронавирус?

– Прежде всего, я хотел бы дать понять, что ни Индия, ни какая-либо другая страна еще не сумели победить пандемию, и пока рано делать выводы. Новая пандемия коронавируса привела к невообразимым потерям для мировой, а также индийской экономики, и гибель людей была беспрецедентной для текущей эпохи.

Тревогу вызывают не только цифры, но и скорость, с которой возникли эти проблемы. Правительство и медицинские работники постоянно корректируют меры реагирования на эту пандемию, и часто вносят стратегические изменения. Растут опасения по поводу того, что произойдет, если передача инфекции от человека к человеку начнется в густонаселенных районах второй по численности населения страны в мире.

По словам Майка Райана, директора программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям, Индия – чрезвычайно густонаселенная страна, а будущее этой пандемии будет определяться тем, что произойдет с густонаселенными странами. Важно, чтобы Индия предпринимала агрессивные действия на уровне общественного здравоохранения и на уровне общества, чтобы контролировать и подавлять эту болезнь.

Индия также сталкивается с самым большим кризисом в сфере трудовой миграции в своей истории.

Объявление премьер-министром Нарендрой Моди начала общенационального карантина с 25 марта вызвало массовый исход трудовых мигрантов из промышленных городов. Лишенные работы и средств к существованию, эти мигранты начали свой трудный путь домой пешком или на велосипедах.

В апреле Всемирный банк заявил, что трудящиеся-мигранты, возвращающиеся домой, могут стать переносчиками коронавируса в незатронутые [эпидемией] штаты и деревни, а предварительные выводы указывают на то, что в Индии во многих районах эмиграции, скорее всего, будут случаи        COVID-19.

За моим поселком находится самая большая в Азии и важнейшая в Мумбаи промышленная и жилая трущоба под названием Дхарави, которая также является одной из самых загрязненных зон в городе с наибольшим количеством случаев заболевания. Заселенный в последние 150 лет, район пережил массовый исход трудовых мигрантов в родные города. Пустые переулки, запертые двери – обычное явление в этом некогда оживленном людном районе. Это явные признаки тяжелого удара по и без того замедляющейся экономике.

– По мнению экспертов, Индия уже справилась с инфекцией, но страна не понимает, что делать с карантином. Что вы можете сказать по этому поводу? Разработали ли индийские власти стратегию дальнейшего развития страны после карантина?

– Справились с инфекцией – да, в той мере, что есть случаи выздоровления пациентов, но случаи заражений тоже находятся на подъеме.

Правительство планирует разработать комплексную стратегию борьбы с распространением вируса. Штатам было предложено сформировать группы быстрого реагирования на уровне районов, кварталов и деревень. Говорилось, что были отмечены случаи передачи инфекции в общинах. Все иностранные граждане проходят проверку в большинстве аэропортов.

Индия предприняла ряд предупредительных мер, чтобы смягчить болезнь на начальном этапе, однако плотное население страны будет нелегко контролировать в течение длительного времени, если правительству придется применить некоторые долгосрочные стратегии.

Власти приступили к поэтапному снятию карантина, причем во многих частях страны разрешена повседневная деятельность в зависимости от того, к какой зоне они относятся. Однако существуют большие различия от штата к штату и даже внутри них, от округа к округу.

Что касается стратегии властей, то я не особенно изучал ее, но листая новостные каналы, можно видеть, что оппозиция в стране ставит под сомнение пост-карантинную правительственную стратегию. Географическое положение Индии, ее социально-экономическое разнообразие, демография и политика создают уникальный вызов. Период сразу после снятия карантина является наиболее критичным для любой страны, поскольку именно тогда число случаев будет расти. В случае Индии проблема усугубляется тем, что ей еще предстоит «сгладить кривую». Хотя премьер-министр подчеркнул, что важно сформулировать общую стратегию выхода, чтобы обеспечить поэтапное возвращение населения после окончания карантина.

Пандемия не показала взрывного распространения в Индии, но риск того, что оно произойдет, остается, поскольку страна движется к выходу из карантина, который был введен в марте, чтобы сдержать болезнь.

– В соцсетях появилось много видеороликов о том, как власти избивают дубинками нарушителей карантина. Как индийское общество оценивает такие методы наказания?

– Власти Индии попали под шквал критики после того, как в социальных сетях появились видеоролики, на которых офицеры бьют и унижают людей на улице, чтобы обеспечить карантин коронавируса в стране.

Несколько политиков, знаменитостей и журналистов обратили особое внимание на насилие полиции в отношении трудовых мигрантов, которые рискуют выходить из дома во время карантина. Эти меры вынудили их возвращаться в свои дома пешком после того, как они потеряли работу в городских районах.

Появились многочисленные сообщения о том, что полиция преследует людей, которые рискуют покупать товары первой необходимости или работают в сфере ключевых услуг, таких как медицина. Офицеры, как сообщается, избивали людей палками и в некоторых случаях заставляли их ползать или отжиматься.

Рабочие, вернувшиеся из Дели, были покрыты отбеливающим веществом-гипохлоритом натрия, который может вызвать повреждение кожи, глаз и легких, сообщает Indian Express. В других местах, в Пенджабе, людей, обвиненных в нарушении карантинных правил, заставляли делать приседания, скандируя: «Мы враги общества. Мы не можем сидеть дома».

Согласно одному сообщению в Западной Бенгалии, полиция якобы забила до смерти 32-летнего мужчину, после того как он вышел из своего дома за молоком.

Общественные активисты требуют, чтобы индийской полиции было приказано действовать сдержанно при обеспечении строгой изоляции. В нескольких штатах фотографии и видео показывают, как полиция избивает людей, которые пытаются получить предметы первой необходимости. Случаи такого плохого поведения были зарегистрированы по всей стране, что свидетельствует о том, что они отражают фундаментальную проблему полиции в Индии и не являются ни изолированными, ни специфичными для конкретного региона.

«Amnesty International» и организация «Human Rights Watch» призвали полицейские силы страны действовать сдержанно, сохраняя закон и порядок во время карантина коронавируса.

– В 2020 г. Москва и Нью-Дели активизировали работу над соглашением о зоне свободной торговли между Индией и Евразийским экономическим союзом. Как вы оцениваете перспективы такого сотрудничества и какие возможности откроет это соглашение для индийской экономики?

– Соглашение принесет пользу как торговле, так и инвестициям между Индией и государствами-членами ЕАЭС. ЗСТ ослабит торговые и инвестиционные барьеры.

Индия делает акцент на два основных сектора импорта: сельское хозяйство – зерно, напитки, масла, овощи и так далее, а также промышленность – машины и оборудование, транспортные средства, машиностроительная продукция, химикаты, резина, пластмассы, дерево и сталь. Индия особенно заинтересована в потенциале ЕАЭС в области авиастроения, судостроения, металлургии, химической промышленности, градостроительства, архитектуры и строительства.

Экономические отношения между Индией и членами Евразийского экономического союза быстро развивались в последние годы, особенно под влиянием далеко идущего процесса прошлогодних экономических реформ, акцента индийского правительства на развитии инфраструктуры, создании дорожной карты реформ, содействии легкости ведения бизнеса, наращивании инвестиций, создании конкурентной, предсказуемой и чистой налоговой политики, углублении процессов экономической интеграции между членами ЕАЭС.

Индия рассчитывает, что у нее будет возможность внести свой вклад в повышение конкурентоспособности промышленных секторов в каждой стране ЗСТ, активизируя двустороннюю торговлю и улучшая условия для делового сотрудничества.

Кроме того, выводы JFS указывают на то, что либерализация торговли сельскохозяйственными товарами может принести достаточные позитивные возможности для обеих сторон.

Особое внимание в ходе переговоров по либерализации тарифов следует уделить товарам, представляющим основной экспортный интерес для обеих сторон. Успешное выполнение задачи по улучшению условий доступа на рынки для ключевых экспортных товаров будет стимулировать торговлю как сельскохозяйственными, так и промышленными товарами, максимизируя взаимные выгоды от ЗСТ. В то же время, следует учитывать и специфические различия в экономическом развитии и других релевантных аспектах экономик обеих сторон.

– Может ли соглашение о создании зоны свободной торговли между Индией и Евразийским экономическим союзом быть подписано уже в этом году?

– Сейчас трудно сказать, но есть веские основания полагать, что это произойдет в 2020 г., поскольку это предлагает индийским производителям доступ к объединенному рынку ЕАЭС с населением 173 млн человек. При этом надо признать, что российские предприятия с меньшей вероятностью окажутся разрушительными для индийского рынка.

Даже если оно будет подписано, шансов на его скорейшее осуществление будет меньше из-за продолжающегося пандемического кризиса и неопределенности в отношении какой-либо деятельности в ближайшем будущем.

Евразия.Эксперт. 09.06.2020

Читайте также: