Александру Лукашенко грозит нехватка оппонентов

Кирилл Кривошеев

Еще один политик, пожелавший принять участие в выборах президента Белоруссии 9 августа, может столкнуться с уголовным преследованием. Как заявили в МВД республики, к ним «поступили материалы» о «фактах противоправной деятельности» Валерия Цепкало. Господин Цепкало входит в число основных предполагаемых оппонентов действующего президента Александра Лукашенко на грядущих выборах. Напомним, два оппозиционера, ранее заявлявшие о своих президентских амбициях, Сергей Тихановский и Виктор Бабарико, сейчас находятся в СИЗО.

«Там бред какой-то написан»

Пресс-секретарь МВД Белоруссии Ольга Чемоданова сообщила о начале проверки материалов о якобы имевшей место «противоправной деятельности» бывшего директора «Парка высоких технологий» (ПВТ), а еще раньше — посла Белоруссии в США Валерия Цепкало. В чем именно подозревают господина Цепкало, в ведомстве не уточнили. Не пояснили, в чем дело, и представители политика. «Мы узнали об этом из СМИ. Нет, пока не информировали и пояснений не просили»,— заявил агентству «РИА Новости» пресс-секретарь господина Цепкало Алексей Урбан.

Однако ответ на этот вопрос дали белорусские Telegram-каналы. Авторы канала «Мая краiна Беларусь» опубликовали полный скан якобы попавшего в их распоряжение заявления на Валерия Цепкало и письма в Генпрокуратуру Белоруссии с просьбой принять документ к сведению. На опубликованных страницах проставлены печати и подписи. Заявление подписано гражданином Белоруссии турецкого происхождения Седатом Игдеджи и касается его совместных проектов с Валерием Цепкало, но не только.

Еще в конце мая белорусские СМИ обратили внимание на то, что дом претендента на участие в выборах находится в залоге у компании «Райффайзен-лизинг», при этом строил его подрядчик, до этого участвовавший в строительстве ПВТ. После этого 27 мая в белорусском издании dev.by появилось интервью владельца строительных компаний СЕДНАТ и «Седат строй» Седата Игдеджи, который заявил, что это он построил дом, но так и не получил денег за работу. Сам господин Цепкало уже на следующий день рассказал, что разорвал контракт с первым подрядчиком из-за некачественной работы и успешно выиграл против него суд. В итоге строительство завершила компания «Инжиниринг-Приора», которая в строительстве ПВТ не участвовала.

В заявлении господин Игдеджи утверждает, что это он первым подал на господина Цепкало в суд, но добавляет много других подробностей. Бизнесмен утверждает, что после публикации интервью ему и его детям «угрожали физической расправой», из-за чего ему необходима охрана дома и по месту работы.

Описывая период своей дружбы с Валерием Цепкало в 2011–2015 годах, Седат Игдеджи сообщает, что за это время глава «Парка высоких технологий» получил от него «больше $1 млн в качестве вознаграждения за заключение договоров генподряда на строительство перспективных и прибыльных объектов».

Иногда оплата выражалась не в деньгах, а в своеобразных подарках: оплате отдыха в Турции и Крыму, строительстве особняка, а также оплате проституток, «приобретении препаратов для увеличения потенции» и «оплате донорской спермы из Германии».

При этом Седат Игдеджи в своем заявлении прямо поблагодарил президента Белоруссии Александра Лукашенко за «создание условий для занятия инвестиционной деятельностью и комфортного безопасного проживания».

Вечером в понедельник Валерий Цепкало ответил на вопросы российского издания РБК, подтвердив, что правоохранительные органы пока к нему не обращались. «На меня пока никто не выходил, я, так же как и вы, узнал об этом из социальных сетей»,— сказал он, усомнившись, что документ, распространенный Telegram-каналами, подлинный.

«Я видел множество поддельных документов. Там бред        какой-то написан, как можно его комментировать, даже не представляю»,— сказал господин Цепкало.

Отвечая на вопрос о сотрудничестве с турецким бизнесменом, господин Цепкало по большей части повторил сказанное ранее: у него был суд с одним из подрядчиков строительства, и этот суд он выиграл во всех инстанциях. Не называя имя Седата Игдеджи, политик также заявил, что против этого подрядчика поданы более 150 исков, что заставило его обанкротить свои компании. На вопрос, могли ли господина Игдеджи использовать для дискредитации перед выборами, политик ответил коротко: «Я не хотел бы строить какие-то прогнозы и догадки». И добавил, что политический процесс в Белоруссии всегда сопряжен с рисками.

Кроме того, господин Цепкало дал понять, что в случае полноценного давления на него он рассчитывает в первую очередь на реакцию российских властей, которые заинтересованы, чтобы в Союзном государстве соблюдались законы, и лишь затем — на США и Евросоюз. Он также не исключил альянсы с другими потенциальными участниками президентских выборов. «Любые альянсы возможны, я их воспринимаю как нормальный политический процесс»,— сказал Валерий Цепкало.

И их осталось семь

Напомним, сейчас в Белоруссии идет процесс регистрации кандидатов для участия в президентских выборах 9 июня. В первую очередь он заключается в проверке подписей, которые претенденты подали в ЦИК до 19 июня. На данный момент в гонке участвуют семь человек, каждый из которых должен подтвердить наличие не менее 100 тыс. подлинных подписей в свою пользу. Это Александр Лукашенко, Валерий Цепкало, экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико, Светлана Тихановская (супруга известного в стране блогера Сергея Тихановского), бывший депутат парламента Анна Канопацкая, сопредседатель общественного объединения «Говори правду» Андрей Дмитриев и председатель белорусской социал-демократической партии «Грамада» Сергей Черечень. Окончательный список кандидатов, чьи имена попадут в бюллетени, станет известен 14 июля.

Один из изначальных претендентов — Сергей Тихановский, который считался едва ли не самым популярным из потенциальных оппозиционных участников гонки, не смог даже приступить к процессу сбора подписей, так как в день регистрации инициативных групп находился под арестом. В результате было принято решение, что в выборах будет участвовать его жена Светлана. После этого в загородном доме Тихановских нашли $900 тыс., а административные дела сменились уголовным, по статье «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок». Помимо самого блогера, под стражей оказалось и немало его сторонников.

Другой популярный претендент, Виктор Бабарико, продержался на свободе дольше. Он успел собрать свыше 350 тыс. подписей, что считается рекордом для оппозиционных кандидатов за всю историю Белоруссии. Однако в последний день перед подачей подписей в ЦИК его вместе с сыном Эдуардом задержали сотрудники Комитета государственного контроля Белоруссии (КГК), обвинив в «организации преступной схемы». С тех пор и сам господин Бабарико, и его сын остаются в СИЗО, однако по местным законам это не мешает Бабарико-старшему участвовать в выборах, если как минимум 100 тыс. подписей окажутся подлинными.

Примечательно, что буквально за несколько часов до сообщения о проверках в отношении Валерия Цепкало Александр Лукашенко еще раз прокомментировал дела Виктора Бабарико и Сергея Тихановского, не скрывая своей инициативы в том, чтобы их завели.

«Да, я дал сигнал с Тихановским. Я что-то не так делал? Я переживал за свою страну, за которую я пока еще отвечаю. И буду отвечать всегда — в любом качестве»,— заявил президент Белоруссии. Аналогичным образом он высказался и о Викторе Бабарико: «Когда я вижу, что миллионы и миллионы долларов выкачаны (через Белгазпромбанк, который возглавлял Бабарико-старший.— “Ъ”),— это же на нас заработаны деньги. Скажите, а какие должны быть мои действия? Дальше — больше. Когда осуществили выемку в банке — что меня поразило — во всех основных ячейках лежали флешки, жесткие диски и горы документов. И когда мне доложили про флешки и жесткие диски, я понял, что там огромный пласт информации. И все: ах, а почему его (Виктора Бабарико.— “Ъ”) раньше не арестовали?»

Еще один претендент на участие в выборах президента Белоруссии, бывший оппозиционный депутат Анна Канопацкая, заявила “Ъ”, что давление на Валерия Цепкало и Виктора Бабарико вполне ожидаемо. «Еще полтора месяца назад, комментируя информацию о вступлении в президентскую гонку Бабарико и Цепкало, я говорила, что самое сложное, что им предстоит пережить в ходе избирательной кампании, это гнев их хозяина,— сказала госпожа Канопацкая.— Невозможно быть слугой режима, верой и правдой служа диктатуре, и в одночасье переродиться в реформатора-революционера. Единство первородной сущности не отпустит. Хочу пожелать им сил, мужества и хороших адвокатов».

Анна Канопацкая дала понять, что не считает Виктора Бабарико и Валерия Цепкало искренними оппозиционерами. По ее мнению, как минимум господин Бабарико преследует другую цель — «получить статус политического (заключенного.— “Ъ”) вместо уголовного». «Цели Цепкало до конца не ясны, но вряд ли это победа. Они люди системы»,— резюмировала госпожа Канопацкая.

Коммерсантъ. 29.06.2020

Читайте также: