Не прикидывайтесь Азией
Дмитрий Бутрин
В «Русском доме» Росконгресса в Давосе состоялось очередное закрытое заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Основные обсуждавшиеся темы выглядят на удивление «европейскими»: это необходимость новой активизации сотрудничества России с ЕС, цифровизация в России, проблемы фармацевтического рынка и экологическое регулирование.
Заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям на полях зимней сессии Всемирного экономического форума в Давосе проводятся в закрытом режиме и в основном посвящены текущим проблемам госрегулирования, интересующим руководство крупных иностранных компаний в РФ в той степени, чтобы обсуждать их с руководством российской власти. Обычно такие встречи проводит министр экономики или вице-премьер. В январе же 2020 года 15 топ-менеджеров компаний на заседании КСИИ обсуждали проблемы с формально безработным, который, по словам источников “Ъ”, в этом прямо им признался: это был экс-министр экономики Максим Орешкин, пока не получивший нового назначения.
Впрочем, эта ситуация никого особенно не обеспокоила: господина Орешкина воспринимают как одного из старших экономистов власти в РФ, часть присутствующих — в частности, вице-президент EY Джей Ниббе — имеют опыт работы с Михаилом Мишустиным как главой ФНС в проектах цифровизации налогового учета, господин Ниббе в общем рассчитывает на то, что российский опыт в этой области будет экспортироваться в другие страны.
В целом, исходя из повестки КСИИ, среднесрочные задачи нового правительства находятся вполне в русле того, о чем руководство British American Tobacco, Fortum, SUN Group, Novartis, Procter & Gamble, EY, Carlsberg, ABB, Takeda, Novo Nordisk, Repsol и AstraZeneca хотело говорить с российской властью.
В этот раз на КСИИ едва ли не половина вопросов-заявок на обсуждение была посвящена фармацевтике и здравоохранению.
Так, обсуждались будущая система электронных регистров пациентов, создаваемая Минздравом, и ее влияние на фармбизнес, вопросы патентной защиты лекарств и предложенное Федеральной антимонопольной службой «принудительное лицензирование» на фармрынке (высказывалось мнение о том, что эти решения в любом случае не приведут к резкому росту локализации в России производства крупными фармацевтическими компаниями лекарственных субстанций). Поднимались и вопросы расширения закупок онкопрепаратов в рамках нацпроекта по здравоохранению. В целом западный фармбизнес, по крайней мере на уровне руководства, убежден в том, что курсом нового правительства будет разворачивание системы лекарственного обеспечения в рамках обязательного медицинского страхования.
Вторая локальная тема, также интересующая иностранный бизнес в России,— возможное новое экологическое регулирование.
В частности, речь идет о расширенной ответственности производителя (РОП) по утилизации упаковочных материалов — эта тема беспокоит производителей FMCG.
ABB, по данным “Ъ”, выносила на обсуждение КСИИ вопросы, связанные с нацпроектом по повышению производительности труда, касающиеся автоматизации и роботизации производства в РФ и цифровых технологий в промышленности: западные машиностроительные компании проявляют к этой теме вполне выраженный интерес. Наконец, часть вопросов, по данным “Ъ”, была связана с общим рынком ЕАЭС, режимом госрегулирования и лицензирования на этой территории и перспективами дальнейшего развития союза.
За исключением темы ЕАЭС, интересы КСИИ в России выглядят на удивление «европейским» набором: фармацевтика, экология, цифровизация, при этом большая часть представителей КСИИ в Давосе были руководителями глобального уровня. В свою очередь, по данным “Ъ”, Максим Орешкин и сам говорил собеседникам о необходимости усиления деловых и торговых отношений РФ с Европой и ЕС: с точки зрения бизнеса, его культуры и стандартов Россия остается так или иначе частью большой европейской экономики.
Коммерсантъ. 24.01.2020