Атамбаевономика: пять вызовов перед новым президентом Кыргызстана

Салем Жолдасбеков

Политическое руководство Кыргызстана готовится к процедуре передачи власти. Очевидно, что за форсированием этого момента лежит стремление максимально сократить временную паузу, возникшую между сложением Алмазбеком Атамбаевым президентских полномочий и вступлением в должность Сооронбая Жээнбекова, избранного главой государства на президентских выборах в октябре. Фактически же речь идет об ускоренном получении мандата на высший пост в Кыргызстане для скорейшего начала процесса перезагрузки как внешнеполитического положения страны, так и внутристрановых процессов. Но вне зависимости от того, когда произойдет инаугурация, новый президент Кыргызстана получит от своего предшественника большой багаж нерешенных системных и структурных проблем. И вопрос соблюдения Кыргызстаном своих обязательств в рамках ЕАЭС, как того просят партнеры по этому интеграционному объединению, является всего лишь следствием той экономической модели, которую оставляет после себя уходящий президент. Перед Сооронбаем Жээнбековым стоят пять ключевых вызовов, от решения которых зависит продолжит ли правящая элита Кыргызстана разыгрывать карту национализма и играть на патриотических чувствах или же выйдет на путь устойчивого развития, основу которых составляют реальные экономические достижения.

Вызов 1. Прерывание стабильного роста госдолга

За последние 5 лет государственный долг вырос почти на $1 млрд или на 32% – с $3,1 млрд до $4,1 млрд. В тоже время если оценивать госдолг в нацвалюте, то он увеличился почти в 2 раза. Занимает больше всего Кыргызстан у Китая — $1,6 млрд или более 40% всего внешнего долга. Наличие таких больших заимствований повышает экономическую зависимость КР перед своим большим соседом.

Государственный долг и ВВП Кыргызской Республики по итогам 2011-2016 гг.

*На основе данных Национального статистического комитета КР

Сегодня у Кыргызстана самый высокий показатель соотношения государственного долга к ВВП среди стран Центральной Азии – 62%. Так уровень госдолга Казахстана составляет чуть более 20% ВВП, Узбекистана — около 15%, Туркменистана — около 25%, у Таджикистана — 45%.

Зачастую при росте госдолга при новых заимствованиях снижается авторитет страны, повышаются процентные ставки, также уменьшается количество самих инвесторов, так как кредиторы начинают сомневаться в платежеспособности государства. В крайних случаях это может привести к потере платежеспособности. В этой связи, международные эксперты отмечают, что крупные риски в КР могут прийти на период выплаты внешнего госдолга, в особенности на 2018-2023 годы.

Вызов 2. Снижение задолженности предприятий по кредитам и займам

Просроченная задолженность предприятий реального сектора по кредитам банков за 5 лет возросла приблизительно в 5 раз. Если в конце 2011 года она составляла –721,2 млн сомов, то в конце 2016 года – 3601,6 млн сомов. Отметим, что наличие просроченной кредиторской задолженности свидетельствует о неудовлетворительном состоянии данных предприятий. А неспособность предприятия погасить свои обязательства в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является внешним признаком его банкротства.

Наибольший пик роста просроченной задолженности пришелся на 2013 год – 3,9 млрд сомов. Примечательно, что учащение просрочек по кредитам в 2013 году было зафиксировано на фоне рекордного роста ВВП на 10,9%. Из этого следует, что увеличение темпов роста экономики достигалось путем роста просрочек у предприятий по их кредитным обязательствам.

Вызов 3. Снижение убыточности банковского сектора

Вследствие просрочек по кредитам и больших внешних заимствований большие негативные последствия понес на себе финансовый рынок. За рассматриваемый период в Кыргызстане число убыточных банков возросло в 2 раза. Если в 2011 году на 23 банка второго уровня приходилось 2 убыточных, то в 2016 году среди 26 банков убыточными были признаны уже 8. То есть сейчас каждый третий банк в Кыргызстане является убыточным.

Вместе с тем растут и суммы убытков, если в 2011 году убытки составляли 19 млн сом, то в 2016 году 718,9 млн сом. Говоря терминами простой математики – убытки увеличились почти в 40 раз (37,8 раз).

Вызов 4. Перезапуск программ по развитию обрабатывающей промышленности

Программа была актуальной и необходимой для Кыргызстана. Так как с начала обретения независимости в республике обанкротились практически все крупные фабрики и заводы. Главным драйвером развития промышленности является рудник Кумтор. Благодаря ему в Кыргызстане достигается рост промышленности. В этой связи основными целями программы развития обрабатывающей промышленности на 2013-2015 гг. были обеспечение конкурентоспособности кыргызской промпродукции в ЕАЭС, достижение роста производства и экспорта этой продукции, повышение «ноу-хау» с помощью привлечения инвесторов в страну.

Несмотря на значимость данной программы, только в 2013 году удалось выполнить отдельные поставленные цели программы. А в последующих 2014 и 2015 годах и вовсе не были достигнуты. Кроме того по отдельным позициям наблюдалось значительное снижение исходных показателей. В частности, в 2013 году прирост выпуска промышленной продукции составил 134,3% при прогнозе в 108,2%. Тогда как в 2014 году, вместо запланированных 107,9%, прирост составил 98,4%. В 2015 году этот показатель составил всего 95,6%, хотя было запланировано 118% – отклонение от плана на 22,4%.

В рамках Программы было предусмотрено выполнение 33 мероприятий, однако выполнено было 22 мероприятия, остальные были не выполнены или выполнены частично.

Основными причинами невыполнения программы были отмечены снижение потребительского спроса и объемов производства на руднике «Кумтор», а также отсутствие финансирования программы. Стоит отметить, что несмотря на то что «Кумтор» является крупнейшим золоторудным месторождением КР, однако на руднике часто имеют место конфликтные ситуации. Кроме того, до сих пор на рудниках «Кумтор» в Иссык-Кульской и «Джеруй» в Таласской областях не созданы благоприятные условия для работы инвесторов.

На смену данной программе должна прийти новая Программа индустриализации на 2017-2020-е годы, однако на данный момент эта программа так и не была принята.

Вызов 5. Снижение объемов ненаблюдаемой экономики

В Кыргызстане все также остается высокая доля ненаблюдаемой экономики. Согласно официальной статистике, доля скрытой и неформальной экономики составляет более 20% от ВВП. В 2012 году по заказу Всемирного банка было проведено специальное исследование по изучению состояние ненаблюдаемой экономики в КР. По его итогам доля теневой экономики составила 38% ВВП. Однако как отмечают эксперты, даже эта цифра сильно занижена. Так по мнению бывшего министра финансов Акылбека Жапарова, объем теневой экономики в Кыргызстане достигает 250 млрд сомов в год. Ежегодно госбюджет теряет около 70 млрд сом в виде налоговых поступлений. По оценкам экспертов, в реальности на долю теневой экономики приходится более за 60% ВВП. Но даже по самым скромным оценкам, объем теневой экономики в Кыргызстане намного превышает нормальные значения, что также является не самым благоприятным фактом.

С учетом данных неутешительных тенденций хочется лишь пожелать, что при новом тандеме Жээнбеков-Исаков Кыргызстану удастся преодолеть все главные экономические проблемы в республике и выйти на новый уровень своего развития.

Саясат. 04.11.2017

Читайте также: