Минские соглашения выходят на новые рубежи

Кирилл Кривошеев, Марина Коваленко

В Минске прошла первая встреча трехсторонней контактной группы (ТКГ) по Донбассу в 2020 году. Она показала, что, хотя достигнутые в прошлом году успехи дают свои плоды и нынешний период можно назвать самым спокойным с начала конфликта, базовые проблемы далеко не решены. Например, на участках разведения войск продолжаются обстрелы, а продвижения по политическим вопросам по-прежнему нет. Зато Украина и самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) предложили новые участки для разведения войск. Из девяти вариантов предстоит выбрать три, а сам процесс завершить к концу марта.

Прошедшая в четверг встреча трехсторонней контактной группы по Донбассу (Россия, Украина и ОБСЕ, при участии самопровозглашенных республик) в Минске вряд ли привлекла бы пристальное внимание, если бы проходила в любое другое время. Однако тот факт, что это было первое такое мероприятие в 2020 году, настраивал участников на деловой лад — им хотелось сохранить инерцию прошлого года.

Но хотя в целом вторая половина 2019 года принесла немало успехов (разведение сил в Петровском и Золотом, два обмена удерживаемыми лицами), представители самопровозглашенной ДНР дали понять: расслабляться рано. «Ситуация на участке разведения в районе Петровского остается нестабильной»,— сказал журналистам глава представительства ДНР в совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) Руслан Якубов и добавил, что, «несмотря на возобновленные обязательства по разведению сил и средств», украинские военные продолжают обстрелы.

Его слова подтвердил отчет Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ, опубликованный 14 января, правда, как всегда, без обозначения виновной стороны (.pdf). Съемка с беспилотника ОБСЕ показывает, что между 5 и 10 января на участке разведения появилось 20 новых воронок, а в непосредственной близости от него — еще столько же. При этом уточнение, что, «по оценке, эти воронки возникли вследствие разрывов снарядов автоматического гранатомета, выпущенных с северо-западного направления», позволяет предположить, что стреляли действительно украинские войск

Тем не менее представитель Москвы Борис Грызлов по итогам встречи заявил, что начало 2020 года — самый безопасный период за историю донбасского конфликта. Впрочем, нарушения перемирия тоже есть, и «ситуацию может улучшить продолжение разведения сил на новых участках».

Это стало одной из главных тем встречи, и, пожалуй, ее главным успехом. На заседании украинская сторона высказала свои предложения по новым участкам разведения. Их три, а с учетом того, что по столько же участков предложили ДНР и ЛНР,— в общей сложности девять. Теперь же, по словам полпреда ДНР в ТКГ Натальи Никоноровой, предстоит сложный процесс согласования этих участков. Напомним, согласно итогам декабрьского саммита в нормандском формате (Россия, Украина, Франция, Германия), развести силы на трех дополнительных участках необходимо к концу марта.

А вот в вопросе обмена оставшимися удерживаемыми лицами продвижения не было. Напомним, после прошедшего 29 декабря обмена по принципу «всех установленных на всех установленных», гуманитарным подгруппам осталась, по сути, самая сложная работа — найти людей, ранее по каким-то причинам не попадавших в списки. Однако на заседание представитель Киева в гуманитарной подгруппе Валерия Лутковская просто не приехала. По словам представителя ЛНР Ольги Кобцевой, свои полномочия она передала некому «эксперту», но ситуацию это не спасло, и «ожидаемого конструктива в работе гуманитарной подгруппы не было».

Аналогично обстояло дело и с политическим урегулированием. Как считает Борис Грызлов, «Киев продолжает тормозить политический диалог и реализацию политических положений минских договоренностей». Более подробно на эту тему высказалась пресс-служба МИД ДНР. «Вместо того чтобы осуществлять совместную с представителями республик работу над правовыми аспектами особого статуса Донбасса, власти Украины занимаются законодательной самодеятельностью,— говорится в их заявлении.— То направляют некие проекты о "децентрализации" государства, не имеющие ничего общего ни с минскими соглашениями, ни с реальной децентрализацией, в парламент на рассмотрение, то отзывают свои же предложения».

Речь, очевидно, идет о законе «О внесении изменений в конституцию Украины (относительно децентрализации власти)», который в четверг отозвал на доработку президент Украины Владимир Зеленский. По словам председателя парламентской фракции «Слуга народа» Давида Арахамии, такое решение было принято, чтобы поточнее описать полномочия префекта — новой территориальной единицы, которую предполагается учредить в рамках реформы.

Однако Наталья Никонорова назвала совсем другую версию произошедшего. «Мы знаем, что сегодня президент Украины отозвал свой проект, поскольку он совершенно не направлен на децентрализацию, а, наоборот, на централизацию власти,— сказала она.— И об этом заявляют даже сами органы местного самоуправления Украины. Мы знаем, лидеры "нормандского формата" не удовлетворены тем проектом, который был подан, и выразили мнение, что он не отвечает комплексу мер (по выполнению минских соглашений.— “Ъ”)». Госпожа Никонорова также отметила, что «любой проект изменений в конституцию (Украины.— “Ъ”) должен быть согласован здесь, в Минске, поскольку он должен учитывать особенности отдельных районов и их управление».

Как отметил в беседе с “Ъ” директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, законопроект о децентрализации действительно вызвал неожиданный протест у западных партнеров Украины. «Они, например в Германии, считают, что урезаны полномочия местной власти,— сказал эксперт.— Такая реакция — редкость. Принимали же закон о государственном языке, и этот закон полностью противоречит конституции, обязательствам Украины в Совете Европы, разным хартиям о языках меньшинств и так далее. Во всем. Тем не менее никакой реакции не было, а тут такая реакция. Не очень понятно, с чем это связано».

В Донецке, Луганске и Москве от Киева продолжают ждать продвижения в разработке еще одного закона — об особом статусе Донбасса.

Такой закон на Украине уже существует, но вместо него президент Зеленский обещал разработать новый — в котором будет прописана так называемая формула Штайнмайера (порядок выполнения пунктов минских соглашений, предложенный экс-министром иностранных дел, а ныне президентом Германии Франком Вальтером Штайнмайером), утвержденная всеми участниками трехсторонней контактной группы.

Однако вместо этого Украина продолжает намекать на свое желание получить контроль над границей между Россией и республиками Донбасса еще до проведения там местных выборов. «Выборы можно проводить только тогда, когда границы государства находятся под его полным контролем или контролем международных наблюдателей, иначе не существует никаких гарантий безопасности в день голосования, а также высока вероятность манипуляций»,— написала в Facebook пресс-секретарь украинского полпреда в ТКГ Дарка Олифер и добавила, что Киев предложил создать в ТКГ дополнительную подгруппу — по вопросам границы.

В Москве сценарий с контролем Киева над границей до выборов в республиках Донбасса считают неприемлемым.

Коммерсантъ. 16.01.2020

Читайте также: