Ереван и Баку пленных менять не будут

Юрий Рокс

В Нью-Йорке при посредничестве сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ Игоря Попова (Россия), Стефана Висконти (Франция) и Эндрю Шефера (США), а также личного представителя председателя ОБСЕ Анджея Каспршика состоялась встреча глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна. Переговоры прошли на фоне некоторого обострения на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе – накануне погиб азербайджанский военнослужащий.

У конфликтующих сторон, как обычно, различные версии трагедии. По утверждению Баку, военнослужащий прифронтовой воинской части ВС Азербайджана Рамин Абдулрахманов сбился с пути и был застрелен армянами на территории между позициями сторон. «Азербайджан сделает все, чтобы было проведено расследование и виновные были наказаны», – написала в Twitter глава пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева

Судя по реакции армянской стороны, она за расследование, потому как располагает видеозаписью диверсионной вылазки в направлении боевого поста, а не безобидного блуждания азербайджанского солдата. Пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованисян рассказал об этом в Facebook. «Противник, оставив тело одного бойца на нейтральной территории, был отброшен на исходные позиции. Со стороны Армии обороны Арцаха (историческое название Нагорного Карабаха. – «НГ») потерь нет», – пишет Ованисян, сообщая, что эпизоды диверсии и боестолкновения запечатлены камерами наблюдения.

Тело погибшего при содействии представителей Международного комитета Красного Креста (МККК) и договоренности конфликтующих сторон было вынесено на азербайджанскую сторону.

Переговоры между Баку и Ереваном обычно проходят в секретной обстановке. В преддверии встречи Мамедъярова и Мнацаканяна просочилась информация о том, что стороны рассмотрят вопросы возможного обмена находящихся в плену граждан Азербайджана и Армении по принципу «все на всех». Поговорили ли министры на эту тему по существу после описанного инцидента – не очень понятно. В официальном сообщении азербайджанской стороны об этом нет ничего. А в сообщении армянской стороны говорится, что Мнацаканян в ходе переговоров подчеркнул необходимость обеспечения скорейшего возвращения на родину граждан Армении, находящихся в заключении в Азербайджане.

Ереван до последнего времени отклонял предложения по «тотальному» обмену пленными. Дело в том, что армянская сторона в Нагорном Карабахе задерживала граждан Азербайджана чуть ли не на месте совершения тяжких преступлений вплоть до убийств. Задержанные, как правило, оправдывали свое нахождение на территории, контролируемой армянами, ностальгией или иной романтикой, но обнаруженные при них оружие, топографические карты и средства становились дополнительным доказательством их отнюдь не безобидных намерений. Все подобные нарушители после судебных разбирательств с участием иностранных наблюдателей, призванных зафиксировать беспристрастность Фемиды, получили продолжительные тюремные сроки.

Несколько иное положение с теми, кто оказался в азербайджанских застенках по такому же обвинению в диверсионной деятельности. В отличие от арестов на армянской стороне на подконтрольной Азербайджану территории, а чаще – на нейтральных участках в разное время задерживались только одиночки. Армянская сторона каждый случай захвата «карабахских шпионов» дезавуировала обнародованием полной информации о задержанных азербайджанскими силами. Среди тех, кто находится в тамошних тюрьмах, по ее данным, пастухи, психически нездоровый житель приграничья, который из-за болезни не в состоянии ориентироваться, нарушитель воинской дисциплины, спьяну оказавшийся на азербайджанской стороне. Поэтому Ереван и Степанакерт настаивали на безусловном возвращении своих мирных граждан, по ошибке оказавшихся на чужой территории, и отклоняли предложение обменять профессиональных разведчиков и диверсантов на пастухов и неадекватных людей. Впрочем, у азербайджанской стороны свой взгляд на это – задержанных армян она тоже объявила диверсантами и менять статью обвинения не собирается. В общей сложности стороны удерживают у себя не более 10 человек, не считая единичных случаев дезертиров, сбегавших на вражескую сторону по причинам, связанным с условиями службы или каким-то иным. Их судьба – предателей по меркам военного времени, если исходить из отсутствия информации, похоже, не интересует власти ни Азербайджана, ни Армении.

В официальном сообщении Баку по итогам встречи Мамедъярова и Мнацаканяна обо всем этом не говорится, только констатируется, что «министры обменялись мнениями по поводу текущих переговоров с пониманием того, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны расширить свои усилия, чтобы принести мир в регион и уважение к международным нормам, принципам и предписаниям в регионе».

Ереванский официоз не противоречит бакинскому. В нем также говорится о том, что стороны обсудили круг вопросов, касающихся мирного процесса урегулирования карабахского конфликта, и оценили нынешнюю ситуацию. «Была подчеркнута необходимость последовательных шагов в направлении формирования атмосферы доверия, в том числе посредством претворения в жизнь договоренностей, достигнутых ранее. Что касается граждан Армении, находящихся в заключении в Азербайджане, то армянская сторона подчеркнула необходимость обеспечения их возвращения на родину», – говорится в сообщении МИД Армении и подчеркивается важность обеспечения соразмерности обязательств сторон в рамках мирного урегулирования конфликта.

Мнацаканян и Мамедъяров также подтвердили готовность провести в ближайшее время еще одну встречу. Она состоится после визита в регион сопредседателей МГ ОБСЕ.

Независимая газета. 24.09.2019

Читайте также: