Страны ЕАЭС ведут себя как конкуренты, а не партнеры — эксперт

Прошло 5 лет с момента подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Это достаточный срок, чтобы оценить эффективность интеграционного объединения и подвести промежуточные итоги. С этой целью 18 июня в столице Киргизии собрались эксперты на круглый стол, организованный фондом «Евразийцы — новая волна».

До вступления Киргизии в ЕАЭС, в киргизском обществе шли активные споры: нужно или не нужно вступать в союз, и что это даст республике. По мнению экономиста, советника премьер-министра Киргизии Кубата Рахимова, подобные споры еще идут в интернете, но они уже превратились в «маргинальные дискуссии».

«Евразийская интеграция — это уже состоявшийся факт. Бессмысленно сейчас тратить время на „троллей“, — считает эксперт. — Сегодня мы можем говорить о значительных успехах ЕАЭС. Это, в первую очередь, касается бизнеса. Большинство казахстанских и российских корпораций в своих стратегиях развития, маркетинговых планах обязательно учитывают евразийское пространство. И ЕАЭС — больше не договор элит. Интеграция перешла на уровень реальной работы — на уровень конкретных отраслевых министерств и ведомств».

Из конкретных решений, которые были приняты за время существования ЕАЭС, можно выделить упрощение процедур и правил, регулирующих трудовую миграцию. Этот момент особенно важен для Киргизии, ВВП которой на треть формируется за счет денежных переводов трудовых мигрантов.

«По итогам 2018 года граждане Киргизии, трудящиеся за рубежом, перечислили на родину около $2 млрд 680 млн. Более 98% этих денег поступили в из России, — сообщил атташе посольства РФ в КР Ренат Аглиуллин. — Увеличение денежных переводов свидетельствует о том, что положение трудовых мигрантов из Киргизии улучшилось».

Дипломат также отметил важность решения пенсионной проблемы. Россия намерена обеспечить переводы пенсионных накоплений в те страны, из которых впоследствии будут поступать банковские запросы.

Кандидат политических наук Алина Молдокеева, в свою очередь, сделала упор на взаимной торговле между странами-членами ЕАЭС.

«Снятие таможенных постов и снижение нетарифных барьеров привело к существенному росту взаимной торговли. С 2015 по 2018 годы ее объемы выросли на 31%. По данным департамента статистики ЕЭК, за 5 лет валовой внутренний продукт ЕАЭС по паритету покупательной способности увеличился на 13%. ВВП на душу населения вырос на 12%. Уровень безработицы сократился на 12%. Инвестиции в основной капитал поднялись на 19%, — сообщает эксперт. — Что касается ситуации в Киргизии, то здесь с 2014 по 2017 годы ежегодные темпы прироста ВВП увеличились с 3 до 5%.»

Наряду с плюсами Молдокеева отметила и проблемные места ЕАЭС: недостаточный уровень интеграции и национальный протекционизм.

«Опасаясь за потерю своих суверенитетов, страны не стали передавать всех полномочий на наднациональный уровень. Но эти опасения себя не оправдали. В настоящий момент необходимо создать четко разработанные механизмы принятия решений, обязательные для всех членов объединения», — уверена специалист.

Глава аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов во многом поддержал коллегу. Он убежден, что Евразийскому экономическому союзу не хватает «естественной комплиментарности».

«Единственное, что мешает развитию ЕАЭС на данном этапе — это то, что страны-участницы до сих пор ведут себя по отношению друг к другу как конкуренты. А должны относиться как партнеры», — заявляет Орлов.

Определенные «трудности взаимопонимания» при перевозе товаров часто возникают между Казахстаном и Киргизией. И связаны эти сложности, в основном, с нарушениями единых технических регламентов.

«В ЕАЭС действует 47 технических регламентов. Это и есть критерии, отвечающие за качество продукции. Несоответствие им порождает торговые барьеры. Что на себе неоднократно ощутили киргизстанские предприниматели и фермеры. Достаточно вспомнить километровые очереди из фур на границе с Казахстаном. Поэтому так часто сегодня говорят о необходимости ветеринарных и фитосанитарных лабораторий», — говорит доктор экономических наук Бактыгуль Токсобаева.

И наконец, о перспективах создания единой евразийской валюты ЕАЭС собравшимся рассказал эксперт аналитического портала «Евразийские исследования» Руслан Гайдаров.

«Это последняя ступень монетарной интеграции в рамках союза. Она, конечно, долгосрочная: на ее реализацию могут уйти десятки лет. Разумеется, при введении „общих денег“ все государства должны договориться о проведении единой монетарной политики и регулировании банковской системы вообще, — сообщает эксперт. — Использование единой валюты внутри стран союза будет способствовать повышению финансового иммунитета ЕАЭС от долларовой зависимости и уменьшит негативный эффект от внешнего влияния».

Участники круглого стола сошлись во мнении, что первая пятилетка существования ЕАЭС показала трудности, с которыми приходится сталкиваться Евразийской экономической комиссии и странам, входящим в союз. Однако интеграционное объединение довольно молодое и продолжает динамично развиваться.

Подготовила Алена Табарина, Бишкек

EADaily. 19.06.2019

Читайте также: