Франко-германская дуэль: Брюссель отложил назначение руководства ЕС

Екатерина Постникова

На этой неделе Евросоюз не смог договориться, кто встанет у руля объединения, во многом — из-за разногласий между Берлином и Парижем. Зато в том, что касается продления антироссийских санкций, страны – члены ЕС оказались единодушны. Пакет секторальных ограничений против Москвы был пролонгирован на очередные полгода. Кроме того, в Брюсселе европейские лидеры рассмотрели возможность введения точечных санкций против Турции — за нарушение границ исключительной экономической зоны Кипра.

Не срослось

Центральным вопросом саммита ЕС, проходящего 20–21 июня в Брюсселе, стала тема новых назначений. После выборов в Европейский парламент (ЕП) лидеры объединения планировали договориться о том, кто возглавит Союз на ближайшие пять лет. В частности, речь идет о кандидатурах на посты лидеров Евросовета, Центрального банка (ЕЦБ), Еврокомиссии, а также Европейской службы внешних связей (ЕСВС). Имена кандидатов должны были назвать вечером в четверг. Впрочем, в ЕС заранее были готовы к тому, что договориться в срок не удастся.

— Цель встречи — назвать имена сейчас, 20 июня, однако вполне возможно, что лидеры не смогут достичь консенсуса по кандидатуре на пост председателя ЕК, — сказали «Известиям» в пресс-службе Совета накануне саммита.

До недавнего времени главным претендентом на пост главы ЕК был глава фракции Европейской народной партии (ЕНП), лидирующей в ЕП по числу мандатов, ставленник Ангелы Меркель Манфред Вебер. Что любопытно, еще в ходе своей предвыборной кампании этот кандидат, вопреки позиции Берлина, выступил против проекта «Северный поток–2», заявив, что он не соответствует европейским интересам. Но заручиться дополнительными очками среди других европейцев, также настроенных против проекта этого газопровода, Манфреду Веберу это не помогло: вероятность того, что именно он станет новым главой ЕК, стремительно снижается.

В первую очередь это связано с тем, что на европейских выборах ЕНП потеряла довольно весомое количество мест (она осталась крупнейшей группой, но уже со 182 мандатами из 751 вместо прежних 218).

Кроме того, против кандидатуры Манфреда Вебера активно выступает Франция. Невзирая на устоявшуюся традицию выбирать кандидатов на высшие посты в ЕС квалифицированным большинством в Европарламенте, французский президент Эммануэль Макрон давно, но пока безуспешно ратует за то, чтобы главу правительства ЕС назначали лидеры объединения, а не депутаты парламента.

Глава Елисейского дворца, чья партия «Вперед, Республика!» вошла в «Альянс либералов и демократов за Европу», получив 108 кресел в ЕП и переименовавшись во фракцию «Обновить Европу», стремится объединить вокруг себя всех сторонников евроинтеграции. На должность главы правительства ЕС он даже был готов предложить Мишеля Барнье, главного переговорщика ЕС по Brexit. При этом Макрон заявил, что не имеет ничего против кандидатов из Германии. «Я бы поддержал кандидатуру Ангелы Меркель, если бы она претендовала на этот пост», — сказал он.

— Париж выступает против Манфреда Вебера, чтобы не позволить ЕНП сохранить за собой важнейший в Евросоюзе пост, — объяснил «Известиям» директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ Тимофей Бордачев. — Макрон считает, что пришло время делиться должностями, а потому ЕНП и вторые по численности социалисты (153 мандата. — «Известия»), по его мнению, должны пойти новым движениям навстречу. Сейчас принято считать, что Манфред Вебер уже не претендент. В целом имя наиболее вероятного кандидата пока не известно.

Прийти к общему знаменателю относительно топовых кандидатур политики постараются 30 июня — на этот день назначен внеочередной саммит ЕС. Впрочем, шансов на согласие ничуть не больше, чем на нынешней неделе. А это значит, что, скорее всего, новые имена станут известны не раньше, чем на следующем октябрьском саммите.

По мнению главы Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмилы Бабыниной, грядущие месяцы переговоров превратятся в торг должностями.

— Торг будет гораздо более сложный, ведь речь идет не только о председателе Еврокомиссии, — сказала «Известиям» эксперт. — Помимо того чтобы получить одобрение ЕП, Евросоюз должен соблюсти партийный и гендерный балансы.

Клуб виноватых

Тема новых назначений стала центральным, но не единственным вопросом нынешнего саммита. Лидеры ЕС также обсудили стратегическую повестку на 2019–2024 годы, Brexit, климат, проблему дезинформации и экономические вопросы.

По традиции в разделе внешнеполитических тем значилась ситуация на Украине — в частности, положение на востоке страны, обстановка в Азовском море, пятилетняя годовщина с момента крушения малазийского Boeing, а также проход судов через Керченский пролив. Ангела Меркель и Эммануэль Макрон проинформировали Евросовет, как продвигается выполнение Минских соглашений, признав, что подвижек в этом направлении нет. А потому Россию ждет очередное продление секторальных экономических санкций. При этом Польша настаивала на расширении периода их действия до 12 месяцев, но большинство эту идею не поддержало, продлив рестрикции на привычные полгода. Что касается пакета санкций в отношении Крыма, то его пролонгировали до 23 июня 2020 года без всякого обсуждения и голосования.

Следующим, уже формальным, шагом станет техническое продление секторальных ограничений спустя неделю после нынешнего саммита на уровне Совета ЕС.

Российская тема звучала и в связи с недавним решением Москвы облегчить процедуру получения российского гражданства жителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР. В Брюсселе решили, что подумают в ближайшее время о непризнании таких паспортов. Кроме того, ЕС одобрил заявление международной Совместной следственной группы, назвавшей на этой неделе троих россиян и одного украинца подозреваемыми в причастности к трагедии малайзийского Boeing в июле 2014 года.

К слову, на этот раз под прицелом санкций ЕС оказалась не только Москва. По итогам обсуждений Евросовет выдвинул инициативу разработать пакет мер в отношении Турции за нарушение границ исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Кипра. Напомним, что Анкара не признает границы этой ИЭЗ, где ранее были обнаружены крупные газовые месторождения и куда Турция направила буровое судно «Фатих».

Известия. 21.06.2019

Читайте также: