Белград пришел в массовый беспорядок

После трех месяцев мирных протестов в Сербии в выходные произошла их резкая радикализация. В воскресенье демонстранты на несколько часов заблокировали президентский дворец, где в это время находился глава государства Александр Вучич. А накануне они ворвались в здание «Радио и телевидения Сербии», потребовав доступа в прямой эфир. Оппозиция добивается отставки всего высшего руководства республики и проведения свободных выборов до конца года. Впрочем, как признались “Ъ” сами участники протестов, акции в выходные показали: четкого плана дальнейших действий у сербских оппозиционеров нет. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

Протесты, которые проходят в сербских городах каждую субботу начиная с 8 декабря, в воскресенье резко обострились. По призыву лидеров оппозиционного движения «Союз за Сербию», которое объединяет десяток партий и пытается возглавить протесты, несколько тысяч человек собрались в полдень у президентского дворца, расположенного в самом центре Белграда. На это время там была назначена пресс-конференция президента Александра Вучича по поводу произошедшей накануне попытки захвата здания «Радио и телевидения Сербии» (РТС).

В субботу вечером группа из нескольких десятков протестующих, возглавляемая лидером входящего в «Союз за Сербию» националистического движения «Двери» Бошко Обрадовичем, ворвалась в здание РТС. Инициатор акции призвал занять все помещения и не покидать их, пока лидерам протеста не предоставят прямой эфир. Занявшие несколько этажей протестующие в течение двух часов требовали отставки президента, выкрикивали «Измена!» и пели народную песню «Ой, Косово, Косово». После этого спецназ начал вытеснять собравшихся, избегая жестких методов, и к 22:30 телевидение было освобождено от протестующих. Несколько человек были задержаны.

На пресс-конференции Александр Вучич объявил, что целью нападавших была не РТС, а президент, который «проводит национальную консолидацию Сербии», и заверил, что власть не позволит насилием угрожать кому-либо. Президент отказался общаться с руководством оппозиции, назвав Бошко Обрадовича фашистом, а двух других лидеров «Союза за Сербию» — Вука Йеремича и Драгана Джиласа — олигархами, и пообещал разговаривать только с представителями гражданского общества.

Тем временем эти самые представители, собравшиеся у президентского дворца, стали разбирать металлические ограждения вокруг здания и взяли дворец в кольцо. Кроме того, они заблокировали все три выхода из здания.

Вучич теперь может покинуть дворец только через крысиную нору!» — подбадривал протестующих Бошко Обрадович.

В ответ раздался звук десятков свистков, уже многие годы являющихся символом белградских протестов, и возгласы «Вучич — вор!».

Однако попыток штурма здания собравшиеся не предпринимали. Ничего не предпринимал и оцепивший дворец полицейский спецназ. Протестующие объявили, что не разойдутся, пока президент не выйдет к ним и не ответит на их требования. В начале протестов этих требований было с десяток, но несколько дней назад лидеры оппозиции свели их, по сути, к одному: отставка всего высшего руководства страны и проведение до конца года свободных выборов. А президент через Twitter заверил сограждан, что покидать свой кабинет и ломать рабочий график не собирается, и распространил фото, на котором он играет в шахматы с главой МВД Небойшей Стефановичем.

Впрочем, своих обещаний не сдержали ни протестующие, ни президент.

После пары часов стояния у дворца основная масса демонстрантов отправилась в другой конец города, к зданию МВД, чтобы потребовать освобождения задержанных соратников. А Александр Вучич вышел из здания, сел в свой автомобиль и отбыл в неизвестном направлении, предварительно успев переброситься парой реплик с остатками протестующих. В ответ на их скандирование «Вор! Лжец!» президент крикнул: «Да здравствует Сербия! Но не воровская!»

Как признались корреспонденту “Ъ” сразу несколько участников протеста у здания президентского дворца, субботняя и воскресная акции оппозиции показали, что четкого плана действий у ее лидеров нет. «Отсюда многие шаги — сплошная импровизация, когда решения принимаются буквально на ходу,— сказал один из собеседников “Ъ”.— Единственное, вокруг чего существует полное согласие,— это что протесты надо продолжать».

Такое признание в принципе не удивляет. Ведь сербские протесты объединили различные политические силы — от либералов до националистов, влияние последних с каждой протестной акцией возрастает, и в адрес президента Александра Вучича все чаще звучат обвинения не в авторитаризме, а в сдаче Косово.

Коммерсантъ. 17.03.2019

Читайте также: