Бахтиер Эргашев – к вопросу о взаимодействии Узбекистана с ЕАЭС

В вопросе вступления в те или иные интеграционные объединения Узбекистан продолжает придерживаться ранее выбранной позиции, и сохраняет внеблоковый статус. Однако экономическая и политическая жизнь страны в последние годы претерпевают существенные изменения, что, вполне вероятно, повлечет за собой рассмотрение возможности присоединения к организациям и союзам. О возможных форматах сопряжения и взаимодействия Узбекистана с Евразийским экономическим союзом рассказал директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиер Эргашев.

Обзор текущей ситуации

Объем внешней торговли Узбекистана со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) превышает объемы внешней торговли с другими странами – торговыми партнерами (КНР, Турцией, Южной Кореей).

Внешняя торговля Республики Узбекистан со странами ЕАЭС имеет за последние годы устойчивую тенденцию к росту, за исключением Армении. Но при этом доля Узбекистана во внешней торговле ЕАЭС с третьими странами составляет менее одного процента (0,96 %).

Российская Федерация и Казахстан (3,7 млрд долл. и 2 млрд долл. соответственно) являются двумя крупнейшими внешнеторговыми партнерами Узбекистана среди стран-членов ЕАЭС.

ЕАЭС – Узбекистан

В отношении вступления Узбекистана в ЕАЭС принцип отказа от участия в интеграционных проектах, инициируемых внешними по отношению к региону Центральной Азии центрами сил, остается неизменным. Узбекистан не планирует присоединяться к ЕАЭС в среднесрочной перспективе.

При этом в стране есть четкое понимание, что с точки зрения экономической целесообразности участие в ЕАЭС является выгодным для узбекского бизнеса. В случае вхождения в ЕАЭС узбекские производители получат равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС (прежде всего России и Казахстана), будут созданы равные условия для трудовых мигрантов, получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям.

Узбекистан уже сегодня испытывает определенные проблемы при экспорте в страны ЕАЭС своей продукции. Самый яркий пример – легковые автомобили, производимые в Узбекистане. В результате ограничений в рамках ЕАЭС, где в отношении узбекских автомобилей действуют серьезные ограничительные меры, связанные с уровнем локализации производства автомобилей, в 2016 г. произошел обвал экспортных поставок произведенных в Узбекистане легковых автомобилей в Россию и Казахстан. В результате Узбекистану пришлось пойти на создание совместного производства/сборки узбекских автомобилей в Костанае, на автозаводе «АЗИЯ АВТО». Новые автомобильные СП в Казахстане должны позволить автомобилям, выпускаемым заводом «GM Uzbekistan», в льготном режиме продаваться на пространстве ЕАЭС.

При этом в правительстве Узбекистана существует мнение, что (исходя из опыта вхождения в ЕАЭС Казахстана и Кыргызстана) в нынешних условиях присоединение Узбекистана к ЕАЭС приведет к росту цен, широкому и неконтролируемому проникновению более конкурентоспособной российской продукции на узбекский рынок. Есть понимание, что узбекский бизнес пока не готов к жесткой конкуренции с российскими производителями.

Но не эти аспекты – главные для Узбекистана в вопросах участия/неучастия в интеграционных объединениях, продвигаемых на постсоветском пространстве Россией. Главная причина неучастия Узбекистана в ЕАЭС – нежелание делиться суверенитетом, передавать на наднациональный уровень часть своих суверенных полномочий. В частности, Узбекистан в рамках проводимой экономической политики не готов передать Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) даже часть полномочий по реализации таможенно-тарифной политики, регулированию банковской сферы, определению фитосанитарных норм, что предусматривается документами ЕАЭС.

Таким образом, политические соображения превалируют над вопросами экономической целесообразности в вопросах участия/неучастия в ЕАЭС.

В настоящее время Узбекистан, после ратификации договора о присоединении к Договору о Зоне свободной торговли СНГ, имеет расширенный доступ к рынкам стран ЕАЭС (которые одновременно являются членами СНГ). Узбекистан чувствует себя комфортно в данном формате, так как Договор о ЗСТ СНГ не предполагает передачи каких-либо суверенных полномочий на наднациональный уровень, при этом обеспечивается льготный доступ на рынки стран СНГ. В 2019 году, когда для Узбекистана истечет преференциальный срок торговли со странами-участниками ЗСТ СНГ, стране придется начать постепенное снижение протекционистских тарифов и акцизов на целый ряд товаров.

В обозримой перспективе перед Узбекистаном стоит задача перехода к экспортоориентированной экономике, способной привлекать и эффективно осваивать инвестиции, как внутренние, так и внешние. И для этого национальная экономика должна быть более открытой и интегрированной в региональную и мировую экономики. Сама логика экономических реформ, которые Узбекистан планирует осуществить в ближайшие годы, будет стимулировать поиск приемлемых форм региональной кооперации и интеграции.

В этих условиях целесообразно выдвижение новых инициатив, направленных на развитие сотрудничества между Узбекистаном и ЕАЭС.

В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли ЕАЭС – Узбекистан. Данная инициатива обсуждается в закрытом режиме в экспертных и правительственных кругах Узбекистана.

Формирование такой ЗСТ может стать серьезным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенной гармонизации законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана. Если уж ЕАЭС готов создавать ЗСТ с Вьетнамом, Израилем и Египтом, то растущий Узбекистан с не меньшим основанием может рассматриваться в качестве такого партнера. Как представляется, Россия, исходя из перспектив развития узбекско-российских отношений, также может стимулировать диалог в данном вопросе с узбекскими экспертными и правительственными кругами.

Нет необходимости «тащить» Узбекистан в интеграционные структуры (вызывая протест, отторжение и недоверие со стороны Узбекистана). Необходимо продолжать работу в формате двухсторонних отношений с целью постепенного вывода их на более глубокое взаимодействие в формате сначала ЗСТ Узбекистан – ЕАЭС, а затем, в перспективе, и полноценного участия Узбекистана в ЕАЭС.

При этом необходимо подчеркнуть,что политика Узбекистана по дистанцированию от тех интеграционных проектов, в которых доминируют внерегиональные державы, касается не только России, но и, например, Китая, который активно продвигает идею формирования зоны свободной торговли ШОС. Но Узбекистан отрицательно относится к этой инициативе Китая, так как в случае создания такой ЗСТ Китай в силу размеров своей экономики получит преобладающее влияние, и уже через короткое время узбекский бизнес (и, кстати, не только узбекский) окажется под жестким прессингом китайских товаров и китайского бизнеса.

Вместо заключения: перспективы взаимодействие на экспертном уровне

Глубокий анализ, экспертные оценки являются основой для принятия политических и экономических решений на всех уровнях.

На сегодня, очень много спекуляций по поводу вступления/невступления Узбекистана в тот же ЕАЭС. Но…. нет четких расчетов последствий и эффектов от этого вступления и невступления. А без этого трудно получить объективную картину.

На сегодня Узбекистан не участвует в инициированных Россией интеграционных институтах (ОДКБ и ЕАЭС). И это создает определенные ограничения для более активного сотрудничества в различных сферах, и, в частности, в сфере экспертно-аналитического взаимодействия исследователей двух стран.

А значит, необходим поиск новых форматов взаимодействия между экспертно-аналитическим сообществами двух стран, с упором на развитие именно двухсторонних связей.

Представляется целесообразным формирование пула исследовательских структур РФ и РУз, включающего в себя российские структуры (ИВ РАН и др.) и узбекские аналитические структуры, которые могут быть как частными, так и правительственными. Это позволит сформировать постоянно действующую экспертную диалоговую площадку для экспертного обсуждения и сопровождения процессов политического, экономического и гуманитарного сотрудничества двух стран.

В рамках данного экспертного формата возможны:

• проведение цикла круглых столов по проблематике поддержки экспорта (предэскпортное и постэкспортное финансирование, оценка позитивного и негативного опыта деятельности институтов и механизмов экспортного финансирования как в РФ, так и в РУз) с участием экспертов-исследователей, бизнеса (экспортеров), бизнес-ассоциаций, государственных служащих и т.д.

• подготовка и проведение совместного исследования по оценке эффектов вступления/невступления Узбекистана в ЕАЭС (с применением инструментария экономической статистики, эконометрики, на основе учета политических факторов) с последующей широкой презентаций для целевых групп (бизнес, госорганы, СМИ).

Пресс-клуб "Содружество". 26.02.2019

Читайте также: