Услуга для высоких технологий: КНР ищет плюсы торговой войны

Наталия Портякова

Китай понес определенный ущерб в торговой войне с США, но потери страны не столь критичны. К тому же нынешний кризис открывает Пекину возможности для развития внутреннего рынка и высокотехнологичной экономики. Об этом «Известиям» рассказали несколько высокопоставленных чиновников в МИДе и министерстве коммерции КНР. Эксперты по-разному оценивают ситуацию: одни считают, что торговая война задела Пекин сильнее, чем США, другие уверены, что кризис действительно таит в себе новые перспективы для Китая.

Обратить риск в возможности

С самого начала торговой войны между США и Китаем власти в Пекине высказывались в том духе, что воевать с американцами они не хотят, но обязательно станут, если их к этому вынудят, подчеркивая: в войне победителей не будет. Несколько месяцев спустя общий тон рассуждений китайских властей сместился в сторону того, что ущерб КНР не так уж и значителен и торговые трения таят в себе также и возможности.

— Сегодня китайская экономика не так зависима от внешней торговли. Есть определенные потери, но мы их выдержим, — рассказал «Известиям» Чжан Ханьхуэй, помощник министра иностранных дел, курирующий отношения со странами Европы и Центральной Азии, вопросы внешней безопасности, регулирование внешних связей.

При этом, по словам господина Чжана, начав войну против Китая с «целью обуздать развитие страны», США недооценили собственные потери. К примеру, 70% добываемых на Аляске морепродуктов идут на переработку в Китай, после чего поступают на рынок США. Таким образом, ударяя тарифами по китайскому экспорту, Вашингтон одновременно бьет и по собственному бизнесу.

— Сегодня мировая экономика едина. Невозможно ввести блокаду одной страны без ущерба для себя, — резюмировал господин Чжан.

Кроме того, по мысли дипломата, иногда давление приводит и к позитивным переменам, как оказалось в случае санкций США и ЕС против РФ: Россия смогла поднять собственную промышленность и, несмотря на санкции, ее экономика растет.

В некотором смысле повышение тарифов даже пошло Китаю на пользу, заявил «Известиям» глава информационного отдела МИД КНР Юй Дунхай.

По его словам, они заставляют страну, во-первых, развивать высокотехнологичные отрасли, а во-вторых, дальше осваивать внутренний рынок.

— Торговые трения влияют на обе стороны. Но мы сумеем обратить риск в возможности, — заметил «Известиям» Ло Вэйдун, директор департамента Евразии министерства коммерции КНР.

По его мысли, потеря части американского рынка открывает возможности для торговли Китая с другими странами, например с Россией, особенно в сфере сельского хозяйства.

Победителей не будет

Начавшись весной с повышения экспортных пошлин на сталь и алюминий для целого ряда стран, торговая война лишь набирала обороты и становилась все очевиднее нацеленной на Китай. Сначала Соединенные Штаты ввели дополнительные пошлины на китайские товары, совокупный импорт которых в США составляет около $50 млрд в год. В дальнейшем — уже на $250 млрд. И тут же со стороны Белого дома пошли угрозы ввести пошлины на товары из КНР еще на $267 млрд, что потенциально ставит под удар практически все импортируемые в США товары из Китая.

КНР, разумеется, отвечала зеркально. Цифра меньше американской, поскольку Китай импортирует из США куда меньше, чем поставляет на американский рынок, — собственно, торговый дисбаланс в пользу Китая и стал официальной причиной для США начать торговую войну.

— В торговых войнах никто не выигрывает, всегда платят потребители и местные компании, — рассказал «Известиям» британский экономист, эксперт Китайского центра Оксфордского университета Джордж Магнус. — Но цель в том, чтобы нанести противнику больше урона, чем он тебе, и в этом плане Китай более уязвим. С экономической точки зрения КНР не может позволить себе торговую войну, усугубляющую уже идущее замедление в экономике. Хотя не скажу, что и в экономике США в 2019–2020 годах будет что-то радостное.

Справедливость этой оценки подтверждается октябрьским прогнозом Международного валютного фонда: вероятное введение США повышенных тарифов на все китайские товары будет стоить КНР 1,6% ВВП в 2019 году — столько вторая крупнейшая экономика мира «недоберет» из-за торговых трений. Потери США будут, по оценкам МВФ, скромнее — ответные китайские пошлины и негативная реакция финансового рынка сократят ВВП Штатов в новом году более чем на 0,9%.

При этом война двух титанов негативно скажется и на мировой экономике: с учетом уже действующих ограничительных мер МВФ снизил свой прогноз по росту мировой экономики на 0,2% (до 3,7%).

Тем не менее есть и альтернативные мнения: предрекать пагубные последствия рано, поскольку война на данном этапе не привела к каким-либо структурным изменениям ни в Китае, ни в США.

— Влияние этой войны на Китай не стоит определять только по цифрам, так как его способность защищаться в долгосрочной перспективе зависит от многих других аспектов — потенциала страны трансформироваться в высокотехнологичную экономику, основанную на анализе больших данных, использования возможностей для продвижения других внутренних реформ, — пояснил «Известиям» эксперт Китайского университета Гонконга Симон Шэнь.

В этом году Народный банк КНР четырежды сокращал объем резервов китайских банков, что помогло стимулировать экономическую активность. Кроме того, ослабевший юань помог компенсировать влияние тарифов, сделав китайские товары дешевле для американцев: за последние полгода юань упал более чем на 9% по отношению к доллару США. И, как считают экономисты, валюта КНР вполне может опуститься до отметки 7 юаней за доллар — с финансового кризиса 2008 года юань ни разу не переступал этого порога. Это позволит сохранить экспорт на высоком уровне (или, по крайней мере, предотвратить его существенное сокращение) и — что для Китая принципиально важно — избежать спада занятости в связанных с поставками на экспорт отраслях.

Известия. 24.10.2018

Читайте также: