Проблем между Москвой и Астаной прибавилось

Виктория Панфилова

Премьер-министры России и Казахстана Дмитрий Медведев и Бакытжан Сагинтаев 1 ноября обсудят состояние двусторонних отношений и подготовят почву для переговоров на высшем уровне. 9 ноября в Петропавловске состоится встреча президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Главы двух государств примут участие в Форуме приграничного сотрудничества, который состоится в этом североказахстанском городе. Эксперты считают, что проблем между Казахстаном и Россией стало больше.

Напомним, Владимир Путин недавно встречался с Нурсултаном Назарбаевым в его южной резиденции Сарыагаше, что в Туркестанской области. На встречу с казахстанским патриархом российский лидер приехал с узбекским президентом Шавкатом Мирзиеевым. Эксперты считают, что главам трех стран понадобилось сверить часы в треугольнике «Астана–Москва–Ташкент». Встреча состоялась после визита российского лидера в Ташкент. Путин рассказал Назарбаеву, что в Ташкенте впервые состоялся Форум межрегионального сотрудничества России и Узбекистана – по примеру российско-казахстанского. Итог впечатляющий: было подписано контрактов на 20 млрд долл. Президент Казахстана поддержал идею: «Регионы начнут работать, и все будет хорошо».

«Серьезные сдвиги в российско-узбекских отношениях, безусловно, влияют на ситуацию в Центральной Азии в целом. Затрагивают они и российско-казахстанское взаимодействие, открывая для него новые возможности», – сказал «НГ» кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный аналитик экспертного центра «Евразийское развитие» Александр Воробьев. По его мнению, Москва и Ташкент вряд ли могут наладить полноценное торгово-экономические взаимодействие друг с другом без активного включения в это сотрудничество Астаны. Значительная доля грузопотока между Россией и Узбекистаном неминуемо проходит транзитом через Казахстан – своеобразный мост между Россией и Узбекистаном, Узбекистаном и другими странами ЕАЭС, включая Белоруссию. «То, что Путин и Мирзиеев оказались в гостях у Назарбаева – в узбекско-казахстанском приграничье, – показательно. Этим жестом главы России и Узбекистана подчеркнули, что Казахстан также находится в общей обойме сближения трех стран, играет и будет играть в нем значимую и конструктивную роль», – подчеркнул Воробьев. Эксперт не исключает, что транспортная сфера на переговорах глав правительств России и Казахстана окажется приоритетной.

Казахстанский политолог Досым Сатпаев считает символичным, что визит российского премьера Дмитрия Медведева состоится после этой неформальной встречи лидеров трех стран и визита казахстанской правительственной делегации в США, в ходе которого министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов обсудил с американскими партнерами вопросы соблюдения экономических интересов Казахстана в условиях введения США антироссийских санкций.

В Вашингтоне казахстанская сторона получила гарантии того, что экономические санкции в отношении России не направлены на ключевого партнера США в регионе – Казахстан. «В казахстанском правительстве санкционная тема обсуждается по-прежнему активно. Как ужесточение санкций в отношении РФ скажется на казахстанской экономике? Введение санкций против РФ уже привело к девальвации тенге – национальной валюты Казахстана, которая довольно чувствительно реагирует на колебания российского рубля», – сказал «НГ» Досым Сатпаев. По словам политолога, антироссийские санкции также имеют инвестиционный, торговый и курсовой каналы влияния. «Это наглядно видно: несмотря на высокую цену на нефть, тенге падает. Это связано с нестабильным положением российского рубля. Падение тенге, в свою очередь, негативно влияет на приток инвестиций. Проблема в том, что для инвесторов Казахстан рассматривается как партнер России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Многие инвесторы опасаются, что Казахстан находится в одной связке с Россией, и если что-то произойдет с российской экономикой, то это тут же отразится и на казахстанской экономике. В этом плане не очень хорошая репутация России в глазах инвесторов косвенно отражается на Казахстане», – сказал эксперт.

По мнению Сатпаева, проблемы существуют и внутри ЕАЭС. Летом-осенью наблюдался всплеск торговой войны между РФ и Казахстаном. Россия наложила запрет на ввоз животноводческой продукции из Казахстана. Но сторонам удалось отсрочить его исполнение. «Как долго будут продолжаться торговые войны, непонятно, – говорит Досым Сатпаев. – Каждый год выдвигаются взаимные претензии. Дело дошло до того, что многие казахстанские предприниматели не видят перспектив внутри интеграционного проекта и не скрывают этого».

Между тем в Астане не исключают, что запрет на поставку казахстанской продукции может использоваться в качестве инструмента давления на предложение российской стороны проработать в рамках ЕАЭС возможности совместно вводить экономические санкции против третьих стран. Сейчас этим вопросом по поручению премьер-министров стран, входящих в интеграционное объединение, занимается Евразийская экономическая комиссия. Эксперты поясняют, что эта инициатива рассчитана на то, чтобы при ущемлении экономических интересов одной из участниц союза ответные меры принимали все государства ЕАЭС, а не только то, что несет ущерб.

По мнению Сатпаева, поддержка Астаной антироссийских санкций создаст для Казахстана большую проблему. «В отличие от России у Казахстана внешняя политика многовекторная не только в дипломатическом плане, но и в экономическом. Понятно, что у России сейчас очень серьезный торгово-экономический конфликт с США и большинством стран Евросоюза. Но представьте, что для Казахстана торговый партнер номер один – это не Россия и даже не Китай, а именно Евросоюз. Основные объемы казахстанской нефти, которую мы продаем в западном направлении, покупают европейские страны – Италия, Швейцария и др. Астане невыгодно подключаться к инициативе, которая просто-напросто будет загонять ее в угол. И при этом Казахстан не будет иметь никаких дивидендов, лишь одни проблемы», – заявил «НГ» Сатпаев. Впрочем, эксперт считает, что чрезмерного давления на Казахстан со стороны России не будет, поскольку это может привести к утрате доверия со стороны Астаны.

Независимая газета. 30.10.2018

Читайте также: