Философия БРИКС: быть не "против", а "за"

Главная ценность, которая объединяет страны БРИКС в эти непростые времена деконструкции экономики и политической неопределенности, – это развитие, отметил министр экономического развития РФ Максим Орешкин на дискуссионной площадке клуба «Валдай» 19 июля. Министр принял участие в дискуссии на тему «Новые центры развития и их роль в экономическом обустройстве мира», которая была организована в преддверии саммита БРИКС в Йоханнесбурге.

В последние годы мировая экономика находится в постоянном состоянии турбулентности: с одной стороны, это подъем протекционизма и торговых войн (США с ЕС/Китаем), кризис мировой торговли и конфликты в крупнейших блоках (например, G7), но с другой – также и новые соглашения вроде зоны свободной торговли ЕС – Япония, и новые возможности для альтернативных региональных и глобальных блоков – таких как ШОС, ЕАЭС и БРИКС, ставшей предметом состоявшейся беседы. Как отметил модератор дискуссии, директор по научной работе Фонда клуба «Валдай» Федор Лукьянов, прежняя экономическая система переживает сейчас не просто перестройку, а деконструкцию – и инициаторами ее выступают те, кто ее строил. Для БРИКС такая ситуация – «окно возможности». И сейчас она может заявить о себе как о дееспособном объединении стран, которому есть что предложить миру.

Максим Орешкин напомнил слушателям, что первый саммит БРИКС состоялся почти 10 лет назад, в 2009 году. С тех пор многое изменилось: если сначала формат казался странным, то теперь это объединение начинает играть в мире все большую роль. Его суммарный объем ВВП уже превысил показатель G7. Поэтому можно сказать, что на будущем саммите БРИКС в Йоханнесбурге (ЮАР) 25–27 июля собираются крупнейшие экономики мира, к тому же продолжающие расти.

Министр подчеркнул, что хотя страны блока придерживаются разных позиций по ряду вопросов (например, электронной торговле и регулированию инвестиций), в главном они выступают единым фронтом: протекционизм недопустим, торговля должна быть свободной, необходимо поддерживать формат крупных блоков.

Повесткой прошлых дискуссий БРИКС по большей части была мировая торговля. Сегодня же наблюдается интенсивное развитие, углубление отношений внутри самого блока – это касается, например, отношений России с Китаем. И данная тема наверняка будет обсуждаться в Йоханнесбурге. Кроме того, по словам министра, на предстоящем саммите можно ожидать дискуссий о четвертой промышленной революции («индустрия 4.0»), о необходимости отойти от чистого производства в пользу создания собственных продуктов, чтобы добавленная стоимость увеличивалась и сосредотачивалась непосредственно в компаниях. Среди других возможных тем йоханнесбургской встречи – цифровизация, инклюзивное общество, развитие с упором на процветание.

На саммит приглашены девять африканских стран, и дискуссии с ними на саммите в Йоханнесбурге будут также очень важны. «Работа российской экономики хорошо состыкуется с тем спросом, который активно растет в африканских странах», – сказал министр и подчеркнул, что, с точки зрения своего потенциала, сотрудничество России с африканскими странами весьма перспективно в ближайшие 10–15 лет.

Федор Лукьянов обратил внимание на то, что если сравнение G7 с БРИКС в плане ВВП сейчас – в пользу последней, то по части влияния на мировую финансовую систему она сильно уступает «семерке». На это Максим Орешкин возразил, что ситуация меняется.

Например, конфликт с США может даже сыграть России на руку: сегодня все большая доля торговли оплачивается национальной валютой, перерегистрируются крупные холдинги и банки, растут внутренние рынки и двустороннее сотрудничество, развивается взаимодействие с незападными банками. Если говорить о КНР, то раньше, когда отношения Китая и США были в целом хорошими, китайцы очень аккуратно относились к антироссийским санкциям, а теперь, когда Вашингтон объявил торговую войну Китаю, – все иначе. Разумеется, странам БРИКС нужна большая независимость и многополярность. И в последние два года трек с развитием финансовой системы внутри стран БРИКС и между странами БРИКС начинает активно развиваться.

Вопросы слушателей коснулись различных проблемных зон, существующих как внутри БРИКС, так и в его взаимоотношениях с другими акторами. Критики блока отмечали, что «первую скрипку» в нем хочет играть Китай, так что все принимаемые документы отражают лишь его интересы. Максим Орешкин, однако же, с таким мнением не согласился. «Все страны БРИКС находятся на одной стороне в мировой торговле, – заявил он. – Мы придем к ситуации, когда многополярность будет не только в политике, но и в экономике. Несмотря на то, что Китай растет – а чем больше он растет, тем больше будет сталкиваться с внутриэкономическими проблемами, – вряд ли он сможет занять такую позицию, чтобы доминировать – особенно в БРИКС». Кроме того, сегодня на повестке дня находится сотрудничество блока с рядом других стран, вместе образующих «БРИКС+». Конкретные цели и задачи у всех разные, но интерес общий – развитие.

Именно исходя из этой идеи министр сформулировал ответ на другой вопрос – что позволяет представлять БРИКС как единую структуру с общим потенциалом? «Я бы назвал одну ценность, которая объединяет страны БРИКС – это развитие... История с развитием – то, что объединяет страны БРИКС, позволяет им общаться и формулировать позиции», – сказал Максим Орешкин.

«Мы не “против” чего-либо, мы “за”», – вот другая простая формула для подобной заявки. По замечанию Лукьянова, она прекрасно подходит для определения «философии» БРИКС.

Международный дискуссионный клуб "Валдай". 19.07.2018

Читайте также: