Новая программа правительства Армении: революция отменяется

Микаэл Золян, доцент Ереванского государственного университета языков и социальных наук, лауреат Стипендиантской программы Института перспективных исследований МПГУ

Национальное Собрание Армении проголосовало за программу нового правительства страны во главе с Николом Пашиняном. Сам факт утверждения программы мало кого мог удивить. Было очевидно, что Республиканская партия Армении Сержа Саргсяна, все еще сохраняющая относительное большинство в Национальном Собрании Армении, не будет препятствовать утверждению программы. Голосование против программы, скорее всего, привело бы к внеочередным выборам, а шансы РПА на успех в них были бы минимальными. Однако сама программа была принята отнюдь не единогласно, а общего видения курса для Армении нет даже внутри блока «Елк», к которому принадлежат Пашинян и многие министры.

В программе нового правительства основной упор сделан на проведении справедливых и прозрачных выборов, причем выборам должна предшествовать реформа избирательного законодательства. Говорится также о борьбе с коррупцией, борьбе с монополиями в экономике, обеспечении прозрачности работы государственного аппарата.

Большое внимание уделяется также проблемам безопасности, в частности, повышению боеспособности вооруженных сил. Причем говорится не только об их техническом оснащении, но и о борьбе с такими негативными явлениями в армии, как коррупция и неуставные отношения, а также о повышении уровня благосостояния и социальной защиты военнослужащих.

В сфере экономики приоритетными названы такие направления, как информационные технологии, сельское хозяйство и туризм. Говорится также и о специфической для Армении сфере – отношениях с диаспорой, в частности, о том, как обеспечить более активное вовлечение диаспоры в жизнь Армении; речь идет об организации репатриации и обеспечении возможности для репатриирующихся представителей диаспоры участвовать в управлении страной.

Бросается в глаза отсутствие конкретных цифровых индикаторов, что стало основной причиной критики программы со стороны республиканцев.

Выступавшие в парламенте представители республиканцев называли программу правительства Пашиняна чересчур декларативной, противопоставляя ее программам предыдущих лет, предлагавшимся кабинетами, сформированными РПА. Отвечая на эту критику, Пашинян призвал отказаться от стереотипов о том, какой именно должна быть программа кабинета. Используя слова одного из критиков о том, что эта программа – «программа мечтателей», он сказал, что его правительство осознанно представило именно такую программу, цель которой – вернуть гражданам Армении «право мечтать и воплощать мечты в жизнь».

Программа нового кабинета действительно больше похожа на предвыборную программу, представляемую избирателям перед общенациональными выборами. Однако, скорее всего, дело здесь не в отсутствии управленческого опыта у представителей нового кабинета, как утверждает оппозиция. Более вероятно, что дело в особенностях политического момента, исходя из которых Пашинян и его союзники приняли осознанное решение представить именно такую программу.

Во-первых, кабинет Пашиняна в значительной степени позиционирует себя и воспринимается обществом как временное правительство, которое должно решить неотложные задачи, после чего должны пройти парламентские выборы.

Эти задачи описываются в программе, среди них основные – организация свободных и прозрачных выборов, легитимность которых была бы признана большей частью общества, а также демонтаж коррупционных схем и монополий в экономике, которые, как считает новое правительство, достались Армении в наследство от предыдущих властей. Мандат на более долгосрочные преобразования может быть получен только в результате новых выборов, следовательно, говорить о них более подробно сейчас не имеет смысла.

Кроме того, нынешнее правительство – это достаточно пестрый союз разных политических сил, общее политическое будущее которых вызывает большие сомнения.

Кроме блока «Елк», к которому принадлежат Пашинян и многие министры, там есть и представители партии «Процветающая Армения», возглавляемой одним из богатейших людей Армении Гагиком Царукяном, и партия «Дашнакцутюн», бывшая младшим коалиционным партнером Республиканцев в предыдущем правительстве. Более того, нет однозначного единства даже внутри блока «Елк», куда кроме партии Пашиняна «Гражданский Договор» входят еще две партии – «Просвещенная Армения» и «Республика».

Между представителями всех этих партий в настоящий момент есть консенсус вокруг необходимости внеочередных выборов и вытеснения республиканцев с занимаемых ими позиций во власти. Но когда дело дойдет до конкретных политических решений в таких сферах как, например, экономика или социальная политика, их интересы могут разойтись.

С этим вызовом кабинету Пашиняна пришлось столкнуться уже через пару дней после принятия программы в связи с вопросом о пенсионной реформе. Еще с 2014 г. власти Армении затеяли пенсионную реформу, суть которой заключалась в переходе к накопительной системе, причем очередной этап реформы должен был вступить в силу 1 июля 2018 г. В свое время преобразования вызвали недовольство в обществе, а также критику оппозиции. Теперь новая власть оказалась перед дилеммой: прервать процесс, начатый предыдущей властью, либо продолжить его.

После жарких споров было принято решение оставить в силе пенсионную реформу, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В результате подала в отставку министр труда и социальных вопросов Манэ Тандилян, в свою бытность в оппозиции – один из основных критиков реформы, но премьер-министр не принял ее отставку.

Скорее всего, эта ситуация будет разрешена, однако она показывает, что нынешнее правительство Пашиняна неоднородно и, скорее всего, останется таким до внеочередных парламентских выборов. Вероятно, после выборов мы увидим более однородный кабинет и, соответственно, более конкретную программу правительства, которая, возможно, будет значительно отличаться от той, которая была представлена в парламенте.

Однако есть сфера, в которой, скорее всего, существенных изменений не произойдет и после выборов – внешняя политика.

Здесь в программе Пашиняна закреплены принципы, которые не только выражают позицию его политической силы, но и консенсус, существующий в Армении вокруг внешнеполитической проблематики. В программе отмечается, что как двусторонние отношения с Россией, так и участие Армении в таких организациях, как ЕАЭС и ОДКБ, являются для Армении приоритетными, и что Армения не только не собирается пересматривать свое участие в этих организациях, но и будет стремиться сделать свое участие в них максимально эффективным.

Отдельно отмечается, что стратегическое союзничество с Россией – важный компонент обеспечения безопасности Армении. Одновременно говорится, что Армения будет продолжать развивать отношения с ЕС, США, непосредственными соседями – Ираном и Грузией – а также налаживать связи с Китаем.

Естественно, особую важность имеет проблема Нагорного Карабаха, о которой также говорится в программе.

Правительство Пашиняна акцентирует важность привлечения Нагорного Карабаха к переговорам, при этом, вопреки некоторым неточным интерпретациям, участие Нагорного Карабаха не является предусловием для продолжения переговорного процесса.

В выступлении в парламенте Пашинян подробно объяснил свою позицию, указав на то, что участие Нагорного Карабаха будет всего лишь возвращением к формату переговоров, существовавшему в 1990-е гг., до того, как руководителями Армении стали выходцы из Нагорного Карабаха – Роберт Кочарян и Серж Саргсян. При этом Пашинян подчеркнул, что уверен в том, что конфликт не имеет военного решения, и Армения будет занимать конструктивную позицию в переговорах, направленных на мирное решение конфликта, но при этом любая провокация встретит решительный отпор «наших вооруженных сил и всего армянского народа».

Евразия.Эксперт. 19.06.2018

Читайте также: