«Это дружба, россияне нас кормят больше, чем мы их»

Екатерина Мареева, Галина Дудина

Россия и Белоруссия планируют урегулировать проблему пересечения российско-белорусской границы «в ближайшее время». Об этом заявил 19 июня президент Белоруссии Александр Лукашенко после переговоров со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Президенты приняли участие в заседании Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства в Минске.

«Один на один обсуждали некие чувствительные вопросы»

Заседание ВГС — высшего органа Союзного государства России и Белоруссии — прошло при участии президентов, премьеров и руководителей палат парламентов двух стран. Как ранее сообщил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, в ходе заседания делегации обсудили в том числе подготовку новой военной доктрины Союзного государства, а также отмену роуминга на территории двух стран.

Кроме того, вопросы двусторонней и многосторонней повестки президенты Путин и Лукашенко рассмотрели в ходе отдельных переговоров. «Мы с Владимиром Владимировичем один на один обсуждали некие чувствительные вопросы, которые в общем-то не выносятся на широкое обсуждение»,— рассказал во вторник Александр Лукашенко, на всякий случай заверив журналистов, что они вместе с коллегой «работали, а не отдыхали».

Комментируя самый чувствительный вопрос — режим пересечения российско-белорусской границы — Александр Лукашенко заверил: «Мы договорились, что в ближайшее время разберемся с этой проблемой».

Напомним, государственная граница между Россией и Белоруссией существует, но на местности она не демаркирована и по двусторонним договоренностям должна быть открытой. Такой она и остается для граждан России и Белоруссии, которые могут пересекать границу без прохождения паспортного контроля. А вот право иностранных граждан на пересечение так называемой внутренней границы Союзного государства с 1995 года остается неурегулированным. С осени 2016 года Москва занимает твердую позицию: согласно двусторонним соглашениям, а также российскому законодательству иностранцы могут въезжать на территорию РФ «только через пункты пропуска, предназначенные для международного сообщения», а на        1239-километровой российско-белорусской границе таких просто нет. Ранее планировалось, что правовой статус границы прояснится уже к началу этого года, однако соответствующий документ так и не подписан.

При этом, хотя ранее в Минске не раз протестовали против любого контроля на внутренней границе Союзного государства, по итогам переговоров президент Лукашенко признал, что «в условиях необходимости обеспечения безопасности проходящего в России чемпионата мира» в Белоруссии к точечному контролю с российской стороны отнеслись «с пониманием».

В качестве примирительного жеста Александр Лукашенко также похвалил объем импорта из России. «Может быть, кто-то этот факт вообще упустил: на душу населения Россия поставляет в Беларусь сельхозпродукции больше, чем мы в Россию,— заверил он.— Вот принято говорить, что белорусы поставляют много. На душу населения вы больше нам поставляете, чем мы вам. Цифры не называю, но намного больше». «Это дружба, россияне нас кормят больше, чем мы их»,— резюмировал президент Белоруссии.

По данным посольства Белоруссии в РФ, в 2017 году экспорт товаров из Белоруссии в Россию составил $12,8 млрд, из них экспорт продуктов питания — минимум $1,9 млрд. По данным ФТС России, экспорт из России в Белоруссию товаров из группы «пищевые продукты, напитки, табак» в прошлом году составил $573 млн (общий объем экспорта — $17,8 млрд).

«Нам нельзя уподобляться россиянам»

Между тем в последние месяцы президент Белоруссии не раз выступал с куда менее комплиментарными высказываниями в адрес Москвы.

«Мы не с Россией против Европы и не с Европой против России. Для нас в принципе неприемлем вопрос, с кем мы...» — дипломатично предупредил Александр Лукашенко, выступая в Минске на форуме «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех» 24 мая. А через несколько дней глава МИД Белоруссии Владимир Макей в ходе встречи с российский министром иностранных дел Сергеем Лавровым сказал, что «союзнические отношения с Россией — это константа» и «базовый элемент» внешней политики Белоруссии.

Полторы недели спустя, 1 июня, Александр Лукашенко посоветовал России не переживать из-за стремления Украины вступить в НАТО. «Может быть, придут времена, когда мы будем радоваться, что Украина в НАТО, а не стала каким-то бандитским государством, где будут отдельные бандформирования и группировки. Вот там нам мало не покажется: и России, и Беларуси, и всем остальным»,— заявил белорусский президент во время посещения погранзаставы «Дивин» на границе с Украиной.

В тот же день политик сказал, что России надо определиться с форматом присутствия пограничников на российско-белорусской границе, поскольку Россия установила пограничную зону в соседних с Белоруссией регионах. Российские власти объяснили это тем, что в 2017 году Белоруссия ввела пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран, из-за чего возникла необходимость контролировать, кто пересекает границу и нет ли в России нарушителей таможенного режима из третьих стран. В то же время у белорусской погранслужбы сейчас нет подразделений на границе.

«Нам нельзя уподобляться россиянам»,— сказал Александр Лукашенко. «Они сами не понимают, чего хотят и что они делают на белорусско-российской границе. Пусть определяются. Определятся — нам не проблема ответить,— рассуждал белорусский президент.— Если они хотят закрыть границу — пожалуйста. Закроют — мы в ответ также должны ввести контроль на границе». Однако следом Александр Лукашенко добавил, что белорусские власти готовы общаться с российским руководством «как с родными людьми».

Господин Лукашенко 3 июня обвинил Россию в «историческом сепаратизме»: по мнению президента, в России «кому-то неймется» «приватизировать» победу в Великой Отечественной войне.

«Делить победу — это лить воду на мельницу наших соперников и противников. Они рады, что мы начали эту дележку. И вы знаете, откуда эта дележка пошла»,— заключил политик, не уточнив при этом, какое событие он считает началом «приватизации». Подобное заявление Александр Лукашенко делал не впервые: 9 мая на торжественном мероприятии в честь Дня Победы он также говорил, что не допустит «приватизации» победы и «искажения истории Великой Отечественной войны», однако Россию не упоминал.

30 марта Александр Лукашенко заявил, что намерен обсудить с Владимиром Путиным после его инаугурации проблемы с поставками белорусских товаров в Россию, поскольку Белоруссию подозревают в продаже санкционных продуктов из Европы под видом белорусских. Помимо этого Россельхознадзор неоднократно вводил ограничения на поставки продукции с белорусских предприятий и устанавливал режим усиленного лабораторного контроля. «Если они решили нас наклонять постоянно непонятно за что, тогда будем искать свое счастье в другом месте. Поэтому ищите другие рынки. Нельзя на одном рынке все время сидеть»,— посоветовал президент белорусским предпринимателям.

При этом он рассказал, что взамен белорусского молока в Россию завезли сухое молоко из Новой Зеландии, за что кто-то, по версии господина Лукашенко, «получил откаты». «Что привезли, чем народ кормят? Но это их проблема. Они этого не понимают и понимать не хотят. Потому что везде откаты»,— заявил президент Белоруссии.

В марте, находясь с двухдневным визитом в Грузии, Александр Лукашенко в очередной раз заявил, что уважает территориальную целостность Украины, и сказал президенту Георгию Маргвелашвили, что сейчас в Абхазию «никому невозможно приехать» и «прекрасный любимый край превратили непонятно во что».

Коммерсант. 19.06.2018

Читайте также: