"План Штайнмайера" может быть обновлен

Татьяна Ивженко

Сегодня в Украину с трехдневным визитом приезжает президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он побывает в Киеве и Львове. Сразу после его отъезда, 30 мая, начнется двухдневный визит главы МИД Германии Хайко Мааса. Газопровод «Северный поток - 2», формат миротворческой миссии ООН в Донбассе, план выполнения Минских соглашений, подготовка к будущему саммиту НАТО – это перечень основных тем, которые запланированы к обсуждению. Не исключено, что все они будут рассматриваться в комплексе. И что полузабытый «план Штайнмайера» получит новую жизнь в обновленном виде.

Напомним, о таком плане стало известно еще в начале 2016 года – со слов представителя РФ в контактной группе по урегулированию в Донбассе Бориса Грызлова. Он заявил, что неподконтрольные Киеву районы Донбасса (ДНР и ЛНР) должны получить особый статус на постоянной основе с закреплением этой нормы в Конституции Украины.

За полгода до этого, в августе 2015 года, Верховная рада проголосовала за поправки в Конституцию только в первом чтении. Что касается Донбасса, то в тексте содержалась одна строка, без упоминания «особого статуса». Депутаты поддержали формулировку, согласно которой особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должен определяться особым законом. Закон существует с 2014 года, но не действует (в тексте сказано, что начнет действовать после выполнения пунктов Минских соглашений, связанных с безопасностью, – прекращение огня, отвод войск и вооружений и т.д.).

В такой закон могут вноситься уточнения, меняющие объем полномочий местной власти. Поэтому руководство ДНР и ЛНР раскритиковало поправки в украинскую Конституцию. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил тогда: «Вместо обещаний, таких размытых и туманных, киевские власти обязаны включить (в Конституцию. – «НГ») развернутые положения о самоуправлении, об особом статусе этих районов Донбасса». Впрочем, второе чтение поправок в Конституцию в Верховной раде так и не состоялось до сих пор.

Проблема традиционно свелась к тому, что ДНР и ЛНР стремятся к легализации своего положения, к признанию их Украиной. В этом руководство республик видит суть и цель выполнения Минских соглашений. Киев, наоборот, считает, что итогом должна стать ликвидация ДНР и ЛНР, а также восстановление довоенной юрисдикции Украины на всей территории Донбасса. После этого украинская сторона готова проводить выборы местных органов власти, которым и обещаны расширенные полномочия (но не особый статус).

«Формула Штайнмайера», как считается, являлась предложением по выходу из тупика в переговорах. Осенью 2016 года, накануне состоявшейся в Германии встречи лидеров «нормандской четверки» информированные источники пояснили украинским СМИ, о чем шла речь. Якобы украинская сторона должна была быстро утвердить те поправки в Конституцию, о которых заявили российский МИД и руководство ДНР/ЛНР (об особом статусе Донбасса). И дать добро на проведение в регионе местных выборов – по согласованию с республиками. Одновременно Россия должна была прекратить какую-либо военную поддержку ДНР и ЛНР, а силы республик – сложить оружие.

Украинскую сторону этот план не устроил. В Киеве говорили о том, что в результате его реализации ДНР и ЛНР получат законный статус, смогут устанавливать автономные связи с РФ и при этом влиять на украинскую политику. Эксперты выражали опасение, что российская сторона может не выполнить свою часть обязательств. Ведь Россия не признавала и не признает своей причастности к конфликту, называя его внутренней, гражданской войной в Украине.

Украинские дипломаты ранее отмечали, что на той, последней по счету встрече «нормандской четверки» у Штайнмайера, который тогда возглавлял МИД Германии, попытались расспросить, какие цели преследовал приписываемый его авторству план. Но политик якобы отшутился, сказав, что не ознакомлен с деталями «плана Штайнмайера». Лидеры Германии, Франции, РФ и Украины договорились до конца 2016 года разработать «дорожную карту» выполнения Минских соглашений (от сентября 2014 года) и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (от февраля 2015 года). «Под каждой частью Минских договоренностей должна стоять дата и ответственные. Это называется «дорожная карта», – объяснил тогда Петр Порошенко.

Решение выполнено не было из-за основного противоречия: одна сторона настаивала на легализации, другая – на ликвидации ДНР и ЛНР. Киев с тех пор занял жесткую позицию, требуя выполнить вначале все пункты Минских соглашений, связанные с обеспечением безопасности, затем – все политические пункты. В ДНР и ЛНР потребовали выполнять пункты в той последовательности, в которой они записаны. Россия рекомендовала Киеву договариваться с руководством республик.

За прошедшие более полутора лет ситуация формально не изменилась. Однако изменились подходы. Верховная рада в январе с.г. приняла закон о стратегии действий Украины в Донбассе, в тексте которого Россия названа «государством-агрессором», а руководство ДНР и ЛНР – «оккупационными администрациями на временно оккупированной территории Украины». Лидеры «нормандской четверки», в которой Россия обозначает свою посредническую роль, с 2016 года больше ни разу не встречались. Переговоры относительно урегулирования во второй половине 2017 года полностью перешли в плоскость диалога на уровне спецпредставителя Госдепа США Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова. Но и в этих переговорах с января с.г. длится пауза.

Волкер, побывавший в мае в подконтрольных Украине районах Донбасса и в Киеве, на днях сказал западным журналистам в Лондоне, что на востоке Украины длится война в горячей фазе, перемирие не соблюдается, страдают мирные жители, существует угроза техногенных катастроф. Отвечая на вопросы, он изложил американскую позицию: «Нет здесь никакой двусмысленности. Силы (противника ВСУ. – «НГ») находятся под прямым командованием и контролем России. И два политических образования (ДНР и ЛНР. – «НГ») полностью содержатся Российской Федерацией с того времени, как они были образованы, включая финансирование. Следовательно, Россия несет прямую ответственность за этот конфликт».

Американское руководство солидарно с украинским в том, что изменить ситуацию мог бы ввод в Донбасс миротворческой миссии ООН. Вашингтон и Киев настаивают на полноценной миссии, которая взяла бы под контроль всю территорию и границу с РФ. Это позволило бы ликвидировать ДНР и ЛНР. Россия, в свою очередь, выступает против размещения иностранных войск на своей границе. Владимир Путин в сентябре 2017 года четко заявил, что миротворцы нужны для защиты гражданских наблюдателей, работающих в составе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Донбассе. Такой формат миссии не предполагал бы ликвидации ДНР и ЛНР. Давнее противоречие не позволяет разработать проект резолюции Совбеза ООН, с которым согласилась бы украинская сторона и который не ветировала бы российская.

О выходе из тупика 10 мая говорили в ходе встречи в Германии Ангела Меркель, Эмманюэль Макрон, Петр Порошенко. Украинский президент заявил тогда, что уже в июне может состояться встреча лидеров «нормандской четверки». С Владимиром Путиным этот вопрос обсуждали в ходе двух визитов Меркель и Макрон. По итогам переговоров дата встречи «четверки» названа не была.

Президент РФ после переговоров с канцлером Германии сказал: «Мы считаем «нормандский формат» важным инструментом урегулирования ситуации на юго-востоке Украины. Россия готова работать в этом формате… Мы конкретную дату не обсуждали, но говорили о такой возможности. Встреча на высшем уровне всегда должна быть предварительно хорошо подготовлена, проработана».

Позже президент Франции после встречи с российским лидером отметил, что на стол «нормандской четверки» должны лечь проекты документов, подготовленные правительственными командами: «Нам нужно будет работать, чтобы достичь новых компромиссов, прогресса по Донбассу».

Владимир Путин после встречи с Ангелой Меркель сказал, что внешнеполитические ведомства готовят предложения относительно организации миротворческой миссии ООН. Он сделал уточнение, свидетельствующее, что РФ не отказалась от своего видения мандата: миротворческая миссия должна быть организована для «содействия охране наблюдателей ОБСЕ в Донбассе». Украина против «миссии телохранителей», заявил Порошенко.

Украинский военный эксперт Олег Жданов считает, что позиция России может измениться. Этому, по его словам, способствует ситуация в мире: Запад готов к жесткому разговору.

Независимая газета. 29.05.2018

Читайте также: