Масштабируя экономику: найдет ли Узбекистан покупателей облигаций на $300 миллионов

Алексей Кудобин

Узбекистан планирует выпустить евробонды и привлечь до $300 млн. Правительство заявило о курсе на либерализацию экономики и с помощью иностранных инвестиций намерено вывести свои компании на международный уровень. Впрочем, для начала стране необходимо получить собственный кредитный рейтинг. Это позволит инвесторам адекватно оценивать риски вложений в узбекские активы. RT оценил шансы Ташкента на успех в сфере еврооблигаций.

Амбициозные планы

Узбекистан в 2018 году намерен впервые выйти на рынок суверенных заимствований. Министерство финансов страны планирует эмитировать международные облигации на сумму $200—300 млн. Об этом вице-премьер и глава узбекского Минфина Джамшид Кучкаров заявил в интервью Bloomberg.      По его словам, существует «большая вероятность» продажи облигаций в евро и долларах уже в этом году.

Министр подчеркнул, что точный объем средств все еще обсуждается и последнее слово в этом вопросе останется за президентом республики Шавкатом Мирзиеевым.

По словам Джамшида Кучкарова, приток средств в экономику страны не является ключевой целью выпуска гособлигаций.      По данным Министерства финансов Узбекистана, в 2017 году бюджет страны стал профицитным (0,1% от ВВП). При этом общий госдолг страны, согласно последней статистике МВФ,      не превышает 15% от ВВП. Этот показатель соответствует, к примеру, уровню госдолга РФ (колеблется в районе 13—14% от ВВП).

Экономика Узбекистана в прошлом году выросла на 5,3%, и суммарный объем ВВП увеличился в денежном выражении до $30,7 млрд. Поэтому главная задача размещения евробондов, согласно заявлению главы узбекского Минфина, заключается в создании своего рода «бенчмарка» национального рынка.

«Мы хотим, чтобы наши компании также были представлены на международном финансовом рынке. Наша цель — превратить узбекские компании в современные корпорации», — цитирует Кучкарова Bloomberg.

Благоприятные предпосылки

Как напомнил в беседе с RT главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик, страны Средней Азии уже проводили размещение еврооблигаций, причем достаточно успешно.

В качестве примера эксперт привел выпуск долговых бумаг Таджикистаном в 2017 году. В сентябре прошлого года страна разместила евробонды на $500 млн с 10-летним сроком погашения.

Тогда, по сообщению Центробанка страны, порядка 85% гособлигаций было продано управляющим фондам, включающим инвесторов из США, Великобритании, а также государств ЕС и Азии. Доходность составила 7,125% годовых, а спрос на ценные бумаги в девять раз превысил объем выпуска и достиг $4,5 млрд. В общей сложности заявки на приобретение евробондов поступили от 290 международных инвесторов.

«Сегодня на глобальных рынках есть условия, которыми могут воспользоваться и развивающиеся экономики, и страны, только начинающие процесс активной интеграции в мировые финансовые рынки. Интерес Узбекистана заключается именно в продвижении процесса интеграции, а также в получении приемлемой выгодной доходности. Она станет отправной точкой для дальнейших выпусков ценных бумаг», — пояснил Лисоволик.

В свою очередь, старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич также отметил, что Узбекистан пытается воспользоваться хорошей рыночной конъюнктурой.

«В настоящий момент ситуация на рынках позволяет Узбекистану получить относительно приличные параметры размещения, позволяющие сократить стоимость обслуживания госдолга. Страна имеет шансы привлечь средства для финансирования бюджета страны и поддержки национальной валюты», — считает Зварич.

В борьбе за рейтинг

Основным шагом для выхода на долговой рынок для Узбекистана будет получение суверенного рейтинга от международных агентств «большой тройки» — Moody's, Fitch, Standard & Poor's. Финансовым консультантом страны в этом вопросе выступает Citigroup. Как отметил Джамшид Кучкаров, в ходе недавней встречи в Нью-Йорке между сторонами было подписано соглашение о создании «дорожной карты» для получения кредитного рейтинга.

«Именно кредитная оценка имеет наибольшее значение. Когда инвесторы приобретают тот или иной актив, для них важно руководствоваться сигналами для того, чтобы адекватно оценивать риски инвестиций. И в данном случае можно говорить, что стремление получить такого рода рейтинг более прочно закрепит Узбекистан на мировых финансовых рынках в качестве суверенного заемщика», — отмечает Лисоволик.

Министр финансов республики ожидает, что страна получит свой суверенный рейтинг от компаний «большой тройки» уже во второй половине 2018 года.

Следуя за тенденцией

В целом руководство республики активно следует курсу на либерализацию экономики, ослабление административного регулирования и максимально плотную работу с международными организациями. Страна тесно сотрудничает со Всемирным банком и МВФ, а также европейскими банковскими структурами. Об этом RT рассказал сотрудник Российского института стратегических исследований, эксперт по странам Средней Азии отдела СНГ Дмитрий Александров.

«Именно привлечение инвестиций из разных стран стало главной тенденцией 2017 года. В первую очередь речь идет о работе с традиционными партнерами, такими как Россия и Китайская Народная Республика. Кроме того, в Узбекистане проживает большая южнокорейская диаспора, что также способствует налаживанию экономических связей между странами», — отметил Александров.

Так, в ноябре 2017 года президент Шавкат Мирзиеев совершил деловую поездку в Южную Корею. В ходе визита главы Узбекистана в Сеул было подписано свыше 60 договоров. При этом сумма всех торговых и инвестиционных контрактов составила $8,94 млрд.

RT. 24.02.2018

Читайте также: