Откажется ли Беларусь от российской электроэнергии?

На днях глава Министерства энергетики Беларуси Владимир Потупчик заявил, что в 2018 г. республика полностью откажется от импорта российской электроэнергии. Вместе с тем, вице-премьер Беларуси Владимир Семашко отмечал, что в связи с возведением БелАЭС, республика перестанет закупать импортную электроэнергию к 2020 г. О том, каковы перспективы отказа от электроэнергии на данном этапе, «Евразия.Эксперт» узнал у экспертов из Беларуси и России.

Комментирует заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Садовская:

- На сегодняшний день в России планируется ввести новые линии электропередач. Поэтому отказ Беларуси от импорта российской электроэнергии – это вопрос, на мой взгляд, совсем не политический. Это запланированный шаг, который продиктован действительно экономическими соображениями.

Отношения России и Беларуси постоянно развиваются. От чего-то мы отказываемся и приходим к чему-то новому – исходя из экономической ситуации. Мы развиваем сотрудничество в области энергетики и переходим на совсем другой уровень взаимодействия.

В частности, в Островце Гродненской области строится Белорусская атомная электростанция – это совместный российско-белорусский проект и мы ориентируемся на то, что АЭС в Беларуси заработает. Под эту станцию уже строится инфраструктура, второй реактор будет введен в строй к 2020 г.

Кроме того, Беларусь модернизирует свои энергетические мощности. Идет работа над проектом, достаточно существенным с финансовой точки зрения, по модернизации действующих станций, позволяющих усилить энергетическую мощность страны. Планируется и модернизация линий электропередач. Здесь все взаимосвязано. В 2018 г. в реактор БелАЭС будет загружено ядерное топливо и запущен реактор, а в 2019-2020 гг. начнется первый выпуск энергии и тепла. Поэтому решение Беларуси об отказе от импорта российской электроэнергии вряд ли было для кого-то неожиданностью, с Россией этот вопрос обсуждался.

На данный момент в Беларуси действительно сложная тарифная политика в рамках электроэнергии и необходимо сокращение объемов перекрестного субсидирования до нуля. Проведенная модернизация позволяет сегодня избежать многих проблем. Думаю, что повышения затрат на электроэнергию белорусам ждать не стоит.

Комментирует доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Николай Межевич:

- Любые политические заявления должны базироваться на экономических и технологических расчетах. У меня нет уверенности в том, что сегодня Республика Беларусь в состоянии закрыть свои энергетические потребности. Если говорить о технологическом аспекте проблемы, то Беларусь находится в достаточно сложном положении: энергоемкость белорусской экономики, как и российской и украинской, достаточно велика. Поэтому в расчете на единицу произведенной продукции или в расчете на тысячу долларов ВВП этот показатель у нас выше, чем, предположим, в Германии или в Голландии. Поэтому мне кажется, что подобные заявления пока достаточно отвлеченные. Я не думаю, что за ним последуют конкретные действия.

Что касается заявления «Интер РАО» о готовности поставлять Беларуси электроэнергию, то я думаю, что российские энергетики правильно понимают свою задачу и осознают, что они – не политики, а технологи. Безусловно, бесперебойное обеспечение электроэнергией предприятий и населения Республики Беларусь – это в определенной степени и задача российских энергетиков тоже, поскольку у нас Союзное государство.

При этом важно отметить, что 2018 г. важен в плане существования энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва). Прибалтийские государства, как известно, собираются выходить из него – сначала в пробном режиме, потом постоянно.

Для нас и в большей степени (подчеркну) для Беларуси это будет серьезнейшее испытание, поскольку одна из высоковольтных линий электропередач, связывающая Ленинградскую атомную электростанцию с Республикой Беларусь проходит через территорию двух прибалтийских государств.

Иными словами, принцип резервирования при транспортировке, который обязателен в современной энергетике, будет нарушен. Безусловно, есть Смоленская АЭС и высоковольтные линии, идущие в направлении Минска и Бреста. Но это усложнит ситуацию с трансграничными перетоками энергии.

Мне кажется, сейчас не следует реагировать на какие-то заявления, а следует посоветовать нашим коллегам-энергетикам и в Москве, и в Минске посмотреть баланс перетоков электроэнергии, определить сложные узлы, которые возникнут в связи с выходом Литвы, Латвии и Эстонии из энергокольца БРЭЛЛ, сосредоточиться на строительстве Островецкой атомной станции, что в перспективе, безусловно, снимет проблему зависимости от импорта электроэнергии в Беларуси.

Когда БелАЭС будет запущена на полную мощность, она покроет все потребности Беларуси в электроэнергии. На сегодняшний день ситуация следующая: расход электроэнергии уже есть, а прихода электроэнергии, скажем прямо, еще нет.

Рассчитывать на Украину или на Литву в трансграничных перетоках электрической энергии, я думаю, несерьезно, и уверен, что наши коллеги из Минска это понимают.

На Украине атомная энергетика находится в предельно сложном состоянии, в нее не инвестируют, технологически она обслуживается плохо. А что касается Литвы, то на сегодняшний день энергетические связки с Литвой доживают последние годы своего существования.

Беседовали Диана Шибковская (Минск) и Юлия Рулева (Москва)

Евразия.Эксперт. 25.12.2017

Читайте также: