Троянский конь ЕАЭС: из-за кого теряют миллиарды?

Роман Иванов

Общие потери стран ЕАЭС от транзитной контрабанды китайских товаров исчисляется миллиардами долларов. И идет этот транзит главным образом через киргизскую границу, утверждают аналитики. Между тем, как показала практика, порядок можно навести буквально за считанные дни. Было бы желание.

Большой интерес к маленькой стране

По данным Евразийской Экономической комиссии, импорт стран ЕАЭС в 2016 году составил 201,1 млрд долларов США. При этом наибольший удельный вес (или 22,7%) пришелся на Китай. Аналогичная ситуация сложилась и за 7 месяцев 2017 года.

Анализ динамики импорта из Китая в страны ЕАЭС за 2014-2016 годы показал, что по всем странам, кроме Кыргызстана, объемы снижались. При этом больше всего в Казахстан (в 2 раза) и Россию (на четверть).

Аналогичные результаты дал анализ динамики поступлений таможенной пошлины за 2014-2016 годы. Только в этом случае в списке исключений, кроме Кыргызстана, оказалась еще и Армения. В остальных странах — снижение поступлений, в том числе по:

  • Казахстану — на 18,2%;
  • России — на 5,1%;
  • Беларуси — на 1,4%.

По Армении поступления выросли в 2,2 раза, а по Кыргызстану – в 6,2 раза.

Теневые миллиарды

Тем временем, по направлению «экспорт Китай – импорт Кыргызстан» аналитики выявили серьезные расхождения по данным таможенной статистики 2015-2017 гг. обеих стран.

По китайским данным, экспорт из их КНР в Кыргызстан за 2015 год составил 4,3 млрд долларов США. А по данным внешней статистики Кыргызстана импорт составил 1 млрд долларов США. Разница — 3,3 млрд долларов США. На эту сумму товары киргизами не учитывались и куда дальше они делись, непонятно. Но в любом случае, какая-то их часть пошла в Казахстан, причем контрабандным порядком. Таможенных и других платежей казна страны не получила.

В 2016 году разница между статданными составила уже 4,1 млрд долларов (у китайцев 5,6 млрд долларов США, у киргизов — всего 1,5 млрд). Отклонение составляет 4,1 млрд долларов США.

За 8 месяцев 2017 года, по данным Китая, экспорт в Кыргызстан составил 2,6 млрд долларов, по данным Кыргызстана, импорт из КНР составил 0,9 млрд. Можно предположить, что если ничего не изменится, в целом за 2017 год будет разница в 2,5 млрд долларов США.

Расходятся данные по внешней торговле и по Казахстану. Если по 2016 году доля расхождений к общему объему внешнеторгового оборота составляет 9,6% (4,6 млрд долларов США к внешнеторговому обороту 48,3 млрд), то по Кыргызстану — уже 30,5% (4,1 млрд долларов США к внешнеторговому обороту 13,5 млрд долларов США).

Одежда и фрукты — источник дохода

Одновременно за несколько лет неадекватно вырос экспорт китайского ширпотреба, при этом больше всего именно в Кыргызстан. Например, одежды туда в 2016 году ввезли 7710 тонн, в Россию 4260 тонн, а в Казахстан — всего 327 тонн. Если пересчитать на душу населения, окажется, что на человека в Кыргызстан ввезено по 1,3 кг, в Россию – по 0,03 кг, в Казахстан – по 0,02 кг. То есть в Кыргызстан ввезли китайской одежды больше, чем в Казахстан в среднем в 65 раз, в Россию — в 43 раза.

То же самое и с обувью — динамика импорта несется вверх семимильными шагами. В 2016 импорт обуви из КНР в Кыргызстан вырос в 3 раза, увеличившись на 46,6 тыс. тонн (в 2016 году – 70144 тонн, в 2015 году – 23543 тысячи тонн). То есть прирост составил по 15 пар на каждого жителя Кыргызстана, включая детей.

Одновременно растет доля так называемых «налогоемких» товаров, которые чаще всего являются предметами контрабанды. Например, резко подскочил транзит фруктов и овощей — с 1 до 17 %.

С таможни идет добро

Сравнительный анализ показал, что и таможенная стоимость в Кыргызстане по сравнению с Казахстаном значительно занижена.

К примеру, по следующим позициям:

  • Сапоги женские — в 10,5 раз;
  • Блузка женская, одеяла — в 7 раз;
  • Рубашка мужская — в 5,8 раз;
  • Полусапоги мужские — в 5 раз и т.д.

Казахстанские аналитики заявляют, что «вышеуказанное свидетельствует о наличии перетоков товаров для таможенной очистки из стран ЕАЭС в Кыргызстан». Это стало возможным из-за слабого таможенного администрирования уполномоченными киргизскими службами.

Граница на замке, ключи в свободном доступе

В 2016 году Казахстан неоднократно поднимал вопрос недостаточного таможенного администрирования в части определения достоверной таможенной стоимости. В том числе на Объединенной коллегии таможенных служб государств–членов таможенного союза, на заседаниях Совета Евразийской экономической комиссии и Евразийского межправительственного совета.

В результате 3 марта 2017 года по поручению Совета Евразийской экономической комиссии была создана «Рабочая группа по мониторингу таможенного декларирования товаров, ввозимых в государства–члены Евразийского экономического союза из Китайской Народной Республики».

В рамках решений Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза «поручено привести к единообразию практики осуществления контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Кроме того, 5 июня 2017 года комитет государственных доходов министерства финансов Казахстана и государственная таможенная служба при правительстве Кыргызской Республики подписали план совместных действий по проведению оперативно-профилактических мероприятий. Все эти меры должны были пресечь «недостоверное декларирование товаров» (проще говоря, контрабанду) из КНР в Кыргызстан и Казахстан.

Но должного эффекта не последовало. Казахзстанские наблюдатели объясняют это тем, что кыргызская сторона со своими задачами то ли не справилась, то ли просто проигнорировала.

Проблема на миллионы

Общая оценочная сумма перетока импорта товаров из стран ЕАЭС в Кыргызстан за 2015-2017 годы – 9,95 млрд долларов США.

При сложившихся объемах потери по таможенным пошлинам в союзный бюджет ЕЭАС за три года ориентировочно составят 828,6 млн долларов США, в том числе:

  • Казахстан – 59,3 млн долларов;
  • Россию – 720,4 млн долларов;
  • Беларусь – 38,5 млн долларов.

Общая сумма потерь НДС на импорт трех стран составляет 1870,4 млн долларов США, в том числе:

  • Казахстан – 152,8 млн долларов США;
  • Россия – 1632 млн долларов США;
  • Беларусь – 85,3 млн долларов США.

В целом, сумма потерь стран ЕАЭС за три года по таможенным пошлинам и НДС составляет 2688,7 млн долларов США, в том числе:

  • Казахстан – 212,1 млн долларов США;
  • Россия – 2532,7 млн долларов США;
  • Беларусь – 123,8 млн долларов США.

Каждый третий — контрабандист

С 10 октября 2017 Казахстан усилил фискальное администрирование на границе. Проверки показали, что таможенные требования нарушаются безостановочно, нанося большой ущерб государственной казне.

Например, неоднократно обнаруживались контрабандные товары. На границе Казахстан-Китай за 10 дней было досмотрено 92 транспортных средства из 207-ми. В 24 случаях (то есть в каждом третьем) товары декларировали не полностью. Общая сумма контрабанды — 89,5 млн тенге. В результате на виновников возбудили 3 уголовных дела и 15 административных производств.

На границе Казахстан-Кыргызстан за те же 10 дней проверили 216 из 621 транспортного средства. В каждом пятом случае (37 фактов) накладные также оформлялись с разными нарушениями — как правило, для сокрытия части ввозимого товара.

После такого «грандиозного шухера» транзит за период с 10 по 17 октября 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016-го упал на 4,2 тыс. тонн, по одежде — на 495 тонн.

Доверяй, но проверяй

Сравнительный анализ данных по импорту из КНР в Казахстан за те же периоды показал, что «при неизменности физического объема ввозимых товаров наблюдается увеличение таможенной стоимости на 116,3 млн долларов США или в 2,4 раза».

При этом импорт вырос по следующим товарным группам:

  • Одежда — на 165,3 тонн
  • Обувь — на 99,5 тонн;
  • Химические волокна, ткани — на 7,6 тонн.

Таким образом, все, что потребовалось для изменения картины в лучшую сторону, это усиление контроля на казахстано-киргизской границе.

365info.kz. 02.11.2017

Читайте также: