Из них выйдет полк

Дмитрий Лару

Косовские сербы могут сформировать собственное ополчение в противовес вооруженным силам Приштины. Об этом «Известиям» заявил один из лидеров сербской общины Косово Оливер Иванович. В появлении военных формирований не сомневаются глава парламента всемирной сербской диаспоры Драган Станоевич и депутат парламента Сербии Божидар Делич. Ситуация осложняется напряженными отношениями между албанским и сербским населением Косово и впоследствии может привести к боевым столкновениям. А это чревато дестабилизацией всего балканского региона.

В Косово обсуждают создание полноценной армии. Президент самопровозглашенной республики Хашим Тачи, неоднократно поддерживая эту идею, заявлял, что никто не сможет воспрепятствовать этому процессу. И сделать это необходимо через изменение конституции. Более того, во время одного из недавних выступлений господин Тачи сказал, что при поддержке США, ЕС и НАТО Приштина воплотит идею создания армии уже к концу 2017 года.

Подобные инициативы вызывают серьезную обеспокоенность среди косовских сербов, которые в этом видят угрозу собственной безопасности. На данный момент у частично признанного Косово существуют Силы безопасности с легким вооружением, фактически подконтрольные миссии ЕС в республике.

— Косовские албанцы хотят, чтобы армия стала символом их государственности. Однако в условиях полного недоверия между сербами и албанцами любой процесс вооружения одной стороны вызывает озабоченность другой. Поэтому формирование ополчения из косовских сербов возможно. Чем сильнее конкретная группа ощущает внешнюю угрозу, тем больше она склонна к принятию экстремальных решений, — заявил «Известиям» один из лидеров сербской общины в Косово, бывший заместитель министра по делам автономного края Косово и Метохия (КиМ) в сербском правительстве Оливер Иванович.

При этом, как отметил депутат парламента Сербии, генерал армии Божидар Делич, косовские вооруженные силы уже фактически существуют, ведь парламент непризнанной республики еще в феврале этого года принял резолюцию об их создании. И ее реализация — лишь вопрос времени.

— Албанские офицеры из Косово получают образование в Америке и Турции. Ветераны югославской войны по-прежнему находятся в списках бригад и могут быть мобилизованы за 24 часа. Приштина имеет вертолеты и легкое вооружение, так как значительную военную помощь им оказывают США. Поэтому, как только Приштина получит разрешение от Вашингтона, они создадут свою армию, — рассказал «Известиям» Божидар Делич, командовавший югославскими силами во время войны в Косово. — Сербы, проживающие к северу от реки Ибар, имеют возможность организовать ополчение, и я уверен, они это сделают («этническая граница» в Косово проходит по реке Ибар, которая делит город Митровица на две части — сербскую и албанскую. — «Известия»).

В появлении сербского ополчения не сомневается и глава всемирной сербской диаспоры Драган Станоевич. По его словам, косовские сербы готовятся к худшему сценарию из-за ослабления поддержки из Белграда. Второй сценарий развития происходящих в непризнанной республике событий — исход всех сербов из непокорного региона.

— В Косово и так ежедневно осуществляются нападки на сербов, а власти умышленно создают невыносимые условия для них и вынуждают покидать свои дома. С появлением косовской армии сербы тоже будут вынуждены взять в руки оружие для обороны своих семей, — отметил он.

Напряжение в Косово между православными сербами и албанцами-мусульманами может не только перерасти во внутреннее вооруженное столкновение, но и спровоцировать нестабильность во всем балканском регионе. Так, в случае дестабилизации ситуации Белград должен будет обеспечить безопасность своим соотечественникам и, возможно, начать оказывать военную помощь косовским сербам. Потенциальный вооруженный конфликт может пошатнуть ситуацию и в Македонии. В 2015 году в городе Куманово на севере страны произошли столкновения между албанскими сепаратистами и МВД. Тогда были убиты более двух десятков человек.

Косовская проблема — главный фактор нестабильности в балканском регионе. Основная причина напряженных отношений между албанским и сербским населением связана с неразрешенным статусом Косово, которое в 2008 году в одностороннем порядке при поддержке большинства западных стран провозгласило независимость. Белград не признал его статус. В этом с ним солидарны Москва и Пекин. Согласно сербской конституции, провинция Косово и Метохия (КиМ) — неотъемлемая часть сербской территории, имеющая статус автономии. Это также подтверждается резолюцией СБ ООН 1244.

В феврале 1998 года «Армия освобождения Косово» объявила о начале вооруженной борьбы за независимость автономного края КиМ. Вскоре после начала конфликта между албанскими сепаратистами и государственными силами счет жертв шел на сотни человек. При этом более 230 тыс. беженцев покинули Косово.

Уже 18 марта 1999 года страны НАТО заявили о гуманитарной катастрофе, обвинив Белград в агрессии. 24 марта того же года альянс начал в обход Совета Безопасности ООН наносить авиаудары по территории Югославии. В ходе бомбардировок погибли более 2,5 тыс. человек. В июне 1999 года в регион были введены международные силы под руководством Североатлантического альянса (KFOR).

Известия. 10.11.2017

Читайте также: