Векторы киргизской безопасности от кандидатов в президенты

Иван Ларин

На 15 октября в Киргизии назначены президентские выборы. За пост главы государства будут сражаться 13 кандидатов. 10 сентября для них начался предвыборный агитационный период. Первая неделя выявила явных лидеров агитационной борьбы, которые в своих программных заявлениях на встречах с избирателями обозначили цели и расставили приоритеты в своей возможной президентской деятельности.

О чем говорят будущие президенты

Кандидат в президенты Киргизии, лидер партии «Республика» Омурбек Бабанов, руководивший в 2011 г. правительством республики, представил свою программу «Путь вперед!». В ее первых же строках заявлено: «Любой человек, который претендует на высшие посты, должен обладать определенным видением и ценностным рядом, которые задавали бы курс для всей страны. В рамках нашей Конституции четко распределены полномочия всех ветвей власти. Президент определяет курс развития страны, а правительство исполняет курс». Курс Бабанова – это вывод Киргизии за шесть лет президентской работы в десятку быстро развивающихся стран.

Рывок в экономике пообещал сделать лидер партии «Ак Шумкар» Темир Сариев в программе «Вместе к успеху». Также, как и О.Бабанов, бывший премьер-министр, он – главный лоббист вступления республики в ЕАЭС заявил, что его «программа абсолютно выполнима, выверена и глубоко продумана. За каждой цифрой стоит точный экономический расчет, анализ тенденций и мониторинг динамики изменений. Я знаю, каким образом смогу достигнуть заложенные в программе показатели и ориентиры. В ней нет фантастических обещаний, только реальные сроки и цифры».

Еще один кандидат в президенты Киргизии Бакыт Торобаев – экс-глава МЧС, а ныне бизнесмен и председатель партии «Онугуу-Прогресс» провозгласил, что он идет «на эти выборы с программой реальных проектов, которые за шесть лет позволят нам создать новые рабочие места и прорваться на рынок ЕАЭС», а начать реформы он обещал с себя.

В то время, как одни кандидаты в президенты озвучивали свои программы со столичных трибун, экс-премьер-министр и выдвиженец на президентский пост от СДПК Сооронбай Жээнбеков отправился с агитационной поездкой в регионы, предложив рассмотрение своих предвыборных обещаний через призму перспектив разрешения региональных проблем. Во время встречи с избирателями Кочкорского района Нарынской области он напомнил: «Немецкий государственный деятель Отто фон Бисмарк утверждал, что “никогда столько не врут, как во время войны, после охоты и до выборов”. Сейчас обещания раздаются направо и налево. Я вас призываю не поддаваться пустым обещаниям или искушению продать голос за деньги. Не будем торговать будущим наших детей!».

Самовыдвиженец Таалатбек Масадыков – новое лицо на политической арене Киргизии. Свою карьеру он делал на международном уровне, служа чиновником ООН в Афганистане. Каких-либо несбыточных обещаний пока не давал и радужных надежд в души избирателей не вселял, скорее наоборот. Претендент на президентское кресло сфокусировал через СМИ общественное внимание на весьма актуальной для страны проблеме безопасности и внутренней стабильности. «Главное, – констатировал Т.Масадыков, – избежать дестабилизации обстановки. Мы должны сохранить мир в стране».

В связи с этим кандидат в президенты пообещал представить доктрину национальной безопасности, где будут отражены основные тезисы внешней и внутренней безопасности страны. Кандидат посчитал, что именно «они должны стать руководством к работе для президента».

Когда безопасность превыше всего

Т.Масадыков – не единственный кандидат в президенты, который обеспечение безопасности государства поставил во главу угла, рассматривая ее как главное условие реализации замышляемых кандидатами в президенты проектов.

Например, О.Бабанов, предлагая осуществить «капитальный ремонт главного двигателя страны – экономики», поставил условие: реализовать ключевую функцию главы государства – обеспечить национальную безопасность. Т.Сариев своей программной целью определил обеспечение политики национальной безопасности, основываясь на «неукоснительном соблюдении внутреннего законодательства и международных договоров».

Причины говорить о безопасности, по мнению того же Т.Масадыкова, веские: «Когда несколько лет назад я приехал из длительной командировки за рубежом, где занимался вопросами международной безопасности, международного терроризма, наркотиков, предотвращением конфликтов в регионе Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, то увидел, что ситуация в стране нестабильна, и мировые процессы, происходящие вокруг Центральноазиатского региона, представляют угрозу безопасности и целостности Кыргызстана».

Об этом он заявил в интервью корреспонденту «МК-Азия», подчеркнув: «Мы сами создаем внутренние благоприятные условия для того, чтобы взорвать ситуацию. А снаружи в это «кипение» вмешиваются глобальные процессы и мировые силы. «Взрыв», направленный снаружи и социальную реакцию на него внутри страны будет не остановить». Он считает, что у Киргизии нет врагов ни среди соседей по региону, ни в дальнем зарубежье. Но мировые процессы, угрожающие безопасности – «дестабилизация обстановки, радикализация, террористические акты, находятся в непосредственной близости к нашему региону и приближаются к нам из Пакистана и Афганистана». К тому же в республике накопился ворох внутренних нерешенных социально-экономических проблем.

О.Бабанов, в свою очередь, в беседе с корреспондентом журнала «Эксперт» приводит тревожащие факты и цифры. За 25 лет независимости республика не смогла выйти на прежний уровень ВВП на душу населения, занимая 152-е место между Сенегалом и Зимбабве. «Раньше, – говорит кандидат в президенты, – мы были одним из центров советской промышленности. Сейчас же наша модель – страна догоняющего типа развития».

В Киргизии 28% населения – официально безработные, огромное число по выражению О. Бабанова самозанятых, которые не приносят экономике никаких налогов и работают за рубежом. Доля «серой» экономики – почти 40% ВВП. Это обстоятельство не дает развивать отрасли, которые формируют конкурентоспособность страны в современном мире – образование, науку, технологии. Что, в свою очередь, обедняет человеческий капитал, ведет к радикализации населения и религиозному экстремизму.

О.Бабанов предполагает, что в ближайшем будущем развернется борьба самых разных сил за Центральноазиатский регион, который в его понимании представляет собой единственную буферную зону, отделяющую Россию от радикального исламизма. Киргизия, в которой за последние три года почти в 3 раза выросло число арестованных за терроризм, эту тенденцию ощущает сполна. Более одной тысячи киргизстанцев воюют на стороне ИГИЛ (Запрещенная в РФ террористическая организация. - Ред.). Регулярно сообщается о предотвращении республиканскими спецслужбами новых терактов. «Радикалы, – говорит О.Бабанов, – проникают как вода сквозь песок, у них уже есть свои люди во власти, своя агентура».

Судя по откровениям в СМИ, и Бабанов, и Масадыков уверены, что только критический взгляд на ситуацию в республике позволит выйти ей на путь динамичного и бесконфликтного развития. «Я в корне не согласен с действующими чиновниками, которые говорят: «ничего же пока не случилось!» и бездействуют, заявляет Т.Масадыков. – Считаю, что единство и стабильность в стране – это главное».

Партнеры и стратегия киргизской безопасности

Предвыборная программа О.Бабанова состоит из пяти шагов, которые в случае его избрания предполагают издание такого же количества президентских указов. Они будут направлены на коренные изменения в основных сферах жизнедеятельности республики. Пятый указ будет посвящен мерам по повышению эффективности ее внешней политики. Основное его содержание – Киргизия должна являть собой «форпост стабильности в Средней Азии». Для этого предлагается не только модернизировать и перевооружить армию, но и определиться в вопросах стратегического сотрудничества в интересах обеспечения безопасности государства. Пути ее достижения для О.Бабанова очевидны – через стратегическое взаимодействие с Россией, которую он считает «единственным гарантом стабильности в регионе», а также развитие интеграции в структурах ЕАЭС и последовательное продвижение интересов страны в ОДКБ, ШОС, СНГ.

Т.Сариев залог национальной безопасности и политической стабильности в стране видит в партнерских отношениях со всем миром. При этом приоритет в реагировании на глобальные и региональные угрозы он отводит военно-политическому сотрудничеству со странами ОДКБ.

В интервью изданию Deutsche Welle Т.Масадыков расставил важные акценты вокруг изменяющейся в Центральной Азии ситуации, напрямую связанной с обстановкой в Афганистане и теми ролями, которые играют в регионе США и Россия. Две оценки кандидата в президенты дают представления о происходящих изменениях в раскладе сил:

- присутствие США и НАТО в Афганистане не решает проблему с безопасностью, а даже усугубляет.

- лидеры афганского севера заявляют о намерении иначе выстраивать отношения с зарубежьем, чем нынешняя власть в Кабуле. Они косвенно обозначают готовность работать теснее с Россией, со странами Центральной Азии и с Ираном.

В интервью другой газете – «МК-Азия» Т.Масадыков отметил, что во внешней политике Киргизии «приоритетность» должна преобладать над «многовекторностью». Поэтому внешнюю безопасность государства он предлагает выстраивать и развивать со стратегическими партнерами в рамках ОДКБ, ЕАЭС. В список «стратегических партнеров» Киргизии в период его руководства страной попадут Россия, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия, Армения и Узбекистан.

Показатель обеспокоенности кандидатов за ситуацию, складывающуюся в сфере безопасности – попытка предложить механизмы сотрудничества Киргизии с другими государствами. Наиболее продуктивным в этом отношении оказался О.Бабанов. Важнейший вопрос, связанный с решением проблемы наркотрафика – это охрана границы Киргизии. Он считает, что назрела необходимость в создании новых коллективных сил ОДКБ – частей пограничной охраны и совместных Центров оперативного реагирования, в работе которых должны принять участие российские пограничники. Его позиция по вопросу охраны государственной границы выглядит вполне убедительно: «Вопрос о совместной охране общих границ часто вызывает политические споры, но нам пора осознать, что наличие общих угроз означает и общность интересов, что предполагает взаимное доверие и сотрудничество».

В этой связи кандидат в президенты Киргизии предлагает:

- создать в Ошской и Баткенской областях единый центр ОДКБ по борьбе с контрабандой наркотиков, включающий не только руководящие органы, но и учебную часть для наркополицейских, коллективные силы наркополиции, лабораторию и аналитический центр;

- союзникам по ОДКБ для исключения в приграничном регионе предпосылок к преступности возобновить работу нескольких региональных предприятий, реализовать новые кредитные и лизинговые программы для местных крестьян;

- разработать совместный формат военного сотрудничества, чтобы исключить поводы для радикалов к раздуванию националистических настроений вокруг российского военного присутствия в Киргизии. Один из путей – совместные военные базы ОДКБ. Эти шаги следует реализовывать одновременно с коллективными мерами обеспечения безопасности на юге страны.

Предвыборная агитация в Киргизии – в разгаре. У кандидатов в президенты еще есть время донести свое видение будущего киргизского государства. Первые дни агитации показали – все задуманные проекты должны быть подкреплены проектами безопасности. Для страны это актуально – уж слишком близко пылают пожары войны, а избиратели хотят мирного будущего для своих детей.

Ритм Евразии. 18.09.2017

Читайте также: