Украина заманивает Иран на развалины своей нефтяной отрасли

Анатолий Комраков

Иран рассматривает варианты транзита своих нефти и нефтепродуктов по территории Украины дальше в Европу. Сама Незалежная надеется реанимировать с помощью Исламской Республики нефтеперерабатывающие заводы, стоящие без российского сырья уже несколько лет. Эксперты считают, что технически проекты ирано-украинского взаимодействия вполне осуществимы, но экономически нецелесообразны. Кроме того, сложные партнеры могут просто не договориться между собой.

Украина и Иран рассматривают возможность нефтяных поставок из Исламской Республики в Европу транзитом через Украину, а также переработки иранской нефти на украинских предприятиях. Об этом заявили замминистра нефти Ирана Мерзиех Шахдайи и посол Украины в Тегеране Сергей Бурдиляк. Шахдайи отметила, что Украина бедна нефтегазовыми ресурсами, и сообщила, что в первом полугодии 2017 года экспорт иранских нефтепродуктов в Незалежную вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом.

На самом деле идея муссируется довольно давно, как минимум с марта 2016 года, и кроме увеличения своих прямых поставок на рынок Незалежной Иран пока дальше двигаться не спешит.

У иранцев было время изучить ситуацию с нефтепроводами и нефтепереработкой в Украине, и скорее всего они смогли убедиться в их плачевном состоянии.

Как сообщает «РИА Новости Украина», в стране есть шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые могли за год переработать около 43,6 млн тонн нефти и нефтяного сырья. Однако уже в 2014 году они переработали только около 3 млн тонн. После разрыва отношений с российскими поставщиками нефти все, кроме одного, заводы встали, а Украина вынуждена закупать бензин, дизельное и авиационное топливо по всему миру. По оценке нефтяного портала «Девон», для реконструкции любого из этих НПЗ потребуется не меньше 1 млрд долл. инвестиций.

Что касается транспортировки нефти, то, по данным украинского ресурса oilnews.com.ua, на сегодня мощность внутренних нефтепроводов в Украине используется всего на 14%. Они также уже значительно изношены, ведь, например, идущий с востока на запад, на территорию Словакии и Венгрии, магистральный трубопровод «Дружба» был построен еще в 1960-е годы. Однако заявленный Украиной на 2016 год ремонт даже одного из участков так и не был проведен.

Утомленная шантажом в виде повышения стоимости транзита и прямым воровством, оцененным в 67 млн евро ежегодно, Россия заявила в прошлом году, что в 2017-м полностью откажется от использования этого маршрута для транзита нефти в Европу. Ко всему прочему украинцы слили из трубопровода так называемый технический резерв нефти, необходимый для прокачки. Только для того, чтобы нефть снова пошла по трубе, туда надо закачать продукции стоимостью в несколько сотен миллионов долларов.

Схожая участь у трубопровода Одесса–Броды, который должен был связать южный порт с Польшей «в обход России». На его строительство Украина потратила 100 млн долл., но поляки отказались достраивать свой участок после того, как оказалось, что для нового проекта элементарно нет свободной нефти.

«Иран поставляет нефть в Европу по двум основным путям: через Средиземное море к берегам Италии, Франции и через Черное море – в Болгарию, Румынию. Присутствие Ирана в Европе составляет конкуренцию для РФ. Хотя у него и незначительный объем поставок нефти по сравнению с РФ, но, учитывая санкционное давление со стороны США, Москва очень уязвима, – считает аналитик компании «Телетрейд» в Украине Владимир Чернобай. – Перспектива сотрудничества с Украиной сможет открыть для Ирана северо-восточную Европу, но вопрос – нужна ли его нефть этому региону, если там есть балтийская и российская нефть? Я думаю, что в ближайшие несколько лет Иран не будет рисковать и формировать новые пути через Украину, учитывая ситуацию на востоке страны».

«Доставлять иранскую нефть в Европу через Украину – это нелепость, слишком дорогая схема доставки, – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – У этих переговоров не будет никакого результата, Украина с Ираном договориться не смогут. Репутация стран очень похожа, они обе будут стараться «надуть» друг друга, в лучшем случае все выльется в одноразовый проект, который обречен на финансовые потери».

«Переговоры с Ираном закончатся ничем, так как украинский маршрут транспортировки нефти очень дорог, – подтвердил «НГ» и директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Кроме того, чтобы его запустить нужно найти значительный объем технической нефти, чтобы заполнить трубопровод».

«Теоретически данная идея перспективна, – возражает ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Андрей Суздальцев. – Наличие нефтепровода Одесса–Броды частично решает проблему поставки иранской нефти в Центральную Европу, но его необходимо достроить хотя бы до НПЗ в польском Плоцке. Без этого поставка иранской нефти в Европу через Одессу невыгодна. Впрочем, даже если этот проект реализуется, прокачать через него можно не более 15 млн т в год. Для сравнения: в 2016 году Россия поставила в ЕС 252 млн тн нефти, так что на фоне российского экспорта иранская «добавка» будет незаметна».

«С технической точки зрения проект вполне реализуем, однако есть большие сомнения в том, что Иран действительно пойдет на это, – сказал «НГ» руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Ему невыгодно портить отношения с Россией, и вряд ли он захочет лишиться российской поддержки в отношениях с Европой и США (учитывая, что их отношения и так очень сложные и в любой момент могут стать прямой конфронтацией). Возможно, таким образом Иран готовит почву для того, чтобы попросить у России помощи или поддержки по какому-то вопросу».

Независимая газета. 17.08.2017

Читайте также: