Один в море воин

Михаил Коростиков

Обострение противоречий между государствами по поводу возведения искусственных островов в Южно-Китайском море сказалось на результатах завершившейся 8 августа в Маниле министерской сессии АСЕАН. Китай и Вьетнам отменили отдельную встречу на полях форума, не договорившись о формулировках итогового коммюнике. При этом Пекину удалось склонить на свою сторону остальных членов АСЕАН, в то время как поддержку Ханою оказали западные страны.

Официальные представители МИДов Китая и Вьетнама никак не прокомментировали отмену запланированной встречи, но причиной, скорее всего, послужил конфликт, возникший в ходе подготовки к работе над правилами поведения в Южно-Китайском море. Они по мысли стран региона должны помочь сделать более цивилизованным территориальный спор между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией, Индонезией и Брунеем, претендующими на сотни мелких островков Южно-Китайского моря. В настоящее время все участники спора в той или иной мере искусственно расширяют площадь удерживаемых ими островов и возводят на них постройки, хотя западные СМИ со ссылкой на аэрофотосъемку утверждают, что Китай делает это активнее всех.

Китай и десять государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) подписали документ об общих принципах переговоров по выработке правил. Подписание проходило трудно: Вьетнам настаивал на включении в текст осуждения действий Китая по насыпанию в регионе искусственных островов и возведению на них военных построек. Пекин выступал резко против включения этого пункта и сумел склонить на свою сторону остальных членов АСЕАН. Открыто осудить КНР отказались не только традиционные партнеры Пекина Камбоджа, Лаос и Мьянма, но и ранее критиковавшие Пекин Филиппины. Напомним, в июле 2016 года Манила выиграла поданный в Гаагский арбитраж иск к Китаю: суд признал действия КНР в регионе незаконными.

В итоговое коммюнике Вьетнаму удалось включить позицию о том, что «некоторые страны обеспокоены» созданием островов, а также расплывчатое указание на недопустимость милитаризации региона. Предлагавшиеся им изначально формулировки были куда жестче. По мнению Ханоя, в последние годы КНР активизировала деятельность по строительству на спорных островах военных сооружений. На это источник в МИД КНР заявил государственной китайской газете China Daily, что «это тот случай, когда громче всех “держи вора” кричит именно вор». Глава МИД КНР Ван И был более сдержан: «Если вы спросите, кто в последнее время насыпает в регионе острова, то ответ будет “точно не Китай”. Возможно, это делают те, кто все время говорит об этом». Пекин также указал на то, что именно Вьетнам в прошлом году укрепил два удерживаемых им острова и расширил их площадь.

По мнению эксперта ЦСР Антона Цветова, триумф Пекина был предопределен меняющейся динамикой отношений в регионе. «Филиппинцы явно решили проводить свое председательство в АСЕАН с минимальным ущербом для своих нормализующихся отношений с Китаем. Все остальные пассивны, а некоторые члены АСЕАН вроде Камбоджи и вовсе в последнее время ориентируются на Пекин,— пояснил “Ъ” эксперт.— Вьетнам продавил упоминание в итоговом заявлении строительства островов и их милитаризацию, это уже успех». По словам эксперта, следующий бой Ханою предстоит за включение этих пунктов в правила поведения в Южно-Китайском море, а также за придание им обязующего характера. Пекин настаивает на том, чтобы правила были «джентельменским соглашением».

Не найдя поддержки у соседей по региону, Вьетнам получил ее от США, Японии и Австралии, которые призвали АСЕАН сделать правила поведения «юридически обязывающими, осмысленными, эффективными и соответствующими международному праву». МИД КНР на это призвал внерегиональные государства не вмешиваться.

Коммерсант. 09.08.2017

Читайте также: