Молдавская оппозиция – все против всех

Илья Киселев

Немногие страны могут похвастаться наличием в своей политической системе такой разнородной, колоритной, абсолютно бесшабашной и «безбашенной» оппозиции, как Республика Молдова. При этом нельзя не отметить, что, пожалуй, главная заслуга в ее появлении в таком разнообразии принадлежит «проевропейской» власти, которая установилась в Молдове с 2009 года. Уличные беспорядки и погромы, прошедшие в апреле того года, привели к тому, что Партия коммунистов РМ отдала власть, которой владела в течение восьми лет, коалиции проевропейских партий и перешла в оппозицию.

Собственно, с этого момента и начинается формирование той группы партий и политических сил, которые сегодня ведут борьбу с олигархическим режимом Владимира Плахотнюка и попутно между собой за эксклюзивное право называться политической оппозицией. Одной из самых примечательных особенностей политических процессов в Молдове является то, что по мере того, как проевропейская коалиция трансформировалась в практически неограниченную власть Демократической партии В.Плахотнюка, являющейся политической ширмой для олигарха, на звание оппозиции начинали претендовать те, кто поначалу находился в составе «проевропейской» коалиции, но со временем был выброшен оттуда за ненадобностью.

Следствием этого и стало то разнообразие политических сил, которые на сегодняшний день протестуют против режима, хотя при этом подавляющее большинство «оппозиционеров» практически ничем не отличается от него по своим политическим взглядам, геополитическим пристрастиям и доктринам. В большинстве случаев оппозиционная деятельность в Молдове представляет собой банальную борьбу за власть и все сопутствующие ей бонусы, но никак не борьбу политических идей и концепций. Кроме того, все эти внутриоппозиционные распри достаточно часто отягощаются личными обидами и личной неприязнью, что напоминает скорее попытки сведения счетов в детской песочнице, а отнюдь не солидную и взвешенную политическую деятельность на благо страны и народа.

Еще каких-нибудь полтора года назад казалось, что оппозиционные партии нашли в себе силы подавить свои политические интересы и геополитические разногласия, создать единый оппозиционный фронт и развернуть протестное движение на таком уровне, какого Молдова еще не знала. Однако прошедшие президентские выборы, на которых впервые за много лет президент избирался всенародным голосованием, раскололи оппозицию, похоже, безвозвратно. На сегодняшний день между теми политическими силами, которые оппонируют олигархическому режиму в лице проевропейского парламентского большинства и назначенного им правительства, можно провести четкую разделительную линию. Линию, которая сегодня начинает напоминать линию боевых действий в политике.

Победа на президентских выборах председателя Партии социалистов Игоря Додона дала повод остальным оппозиционным силам отказать ему в праве считаться оппозицией проевропейской власти. При этом еще можно было как-то понять представителей партии «Действие и солидарность» (PAS), чей кандидат Майя Санду проиграла во втором туре выборов. Но аналогичную позицию заняла и «Наша партия», которая призвала своих сторонников во втором туре поддержать И.Додона.

Вообще, надо сказать, что президентские выборы оказались тем «моментом истины», который наглядно продемонстрировал, что единство оппозиции, о котором начали было говорить в период массовых протестов, на самом деле являлось иллюзией, не более того. Наверное, наилучшей иллюстрацией этого могла бы стать строка из поэмы Пушкина «Полтава»: «В одну телегу впрячь не можно/ Коня и трепетную лань…» И раскол оппозиции в этом плане стал иллюстрацией раскола всей страны по геополитическому признаку. Если Партия социалистов всегда последовательно выступала за развитие отношений с Россией и сбалансированный подход к внешней политике, то также причисляющие себя к оппозиции партии «Платформа DA» и «Действие и солидарность» всегда выступали исключительно за европейский путь развития Молдовы.

Собственно говоря, обе эти партии сегодня представляют тех, кто на двух предыдущих выборах голосовал за представителей нынешней проевропейской власти. Однако после того как на Рижском саммите ЕС Молдове официально открытым текстом отказали в обозримой перспективе в присоединении к Евросоюзу, это подтолкнуло определенную часть «евроэнтузиастов» к переходу в оппозицию тем, за кого они за каких-то десять месяцев до этого второй раз проголосовали на парламентских выборах. По сути, это хорошо знакомые всем персонажи, мечтающие о «кружевных трусиках» и «зарплате в четыре тысячи евро», которую они будут получать, когда их страна станет полноправным членом ЕС.

Именно они и служат главной массовкой всех митингов, «майданов» и прочих акций протеста, порой не очень понимая, что и зачем они делают. Эта публика была в определенной степени разбавлена националистами-русофобами и унионистами. Какое-то время «Платформа DA», еще на стадии общественного движения, достаточно серьезно рассматривалась как сила, которая может получить всестороннюю поддержку Запада. Это был период, когда Евросоюз открыто высказывал острое недовольство падением рейтингов евроинтеграции в Молдове, кражей миллиарда долларов из банковской системы и формированием олигархического режима В.Плахотнюка. Однако вскоре стало ясно, что публика, собравшаяся в руководстве «Платформы DA», абсолютно бесперспективна и годится разве что для протестной массовки, не более того.

Именно тогда и возник проект второй «оппозиционной» проевропейской партии – «Действие и солидарность». Эта партия опирается на те же персонажи в качестве электората, но во главе проекта была поставлена экс-сотрудница Всемирного банка Майя Санду, которая, кроме того, занимала пост министра просвещения в проевропейском правительстве Влада Филата. Именно она, участвуя в президентских выборах, вышла во второй тур, пользуясь поддержкой не только «проевропейской оппозиции», но и Демократической партии олигарха Плахотнюка.

Активная деятельность новоизбранного президента на своем посту оказалась мишенью для критики недавних «соратников по оппозиции». Зачастую эта критика носит абсолютно огульный характер. В случаях, когда трудно найти повод для критических замечаний, используется тезис о сговоре президента и олигарха Плахотнюка и о «формировании альянса социалистов и демократов». Особенно часто это стало муссироваться после принятия закона об изменении избирательной системы с пропорциональной на смешанную. Закон был принят в парламенте, где за него проголосовали депутаты Демократической партии и Партии социалистов. При этом первоначальный проект демократов по введению одномандатной системы был после вмешательства президента заменен на проект социалистов.

Фактически социалистам удалось предотвратить введение того варианта избирательной системы, который мог помочь демократам сохранить свое большинство в будущем парламенте (выборы пройдут осенью следующего года). Принятие этого закона поначалу дало новый импульс протестному движению. В Кишиневе состоялись два митинга, на который вышли «Платформа DA», «Действие и солидарность», «Наша партия». Их поддержали также и унионисты, выступающие за поглощение Молдовы соседней Румынией. Несмотря на довольно-таки широкий спектр политических формирований, организаторам митингов не удалось собрать на них больше 3 тысяч человек, что говорит о незначительной поддержке этих партий.

В критике И.Додона и Партии социалистов со стороны других «оппозиционных» формирований хотелось бы остановиться еще на одном аспекте. Как известно, за недолгий срок своего президенства Игорь Додон достиг значительных успехов в нормализации отношений между Молдовой и Россией. Это, безусловно, не могло не вызвать противодействие со стороны проевропейского правительства, которое, также как и остальная оппозиция, постоянно предпринимает шаги по дискредитации деятельности президента. Это выразилось в многочисленных действиях, начиная от высылки из Молдовы пятерых российских дипломатов и заканчивая срывом визита вице-премьера правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина и объявления его персоной нон грата в Молдове. Тем не менее именно президент Молдовы на сегодняшний день является единственным политиком в стране, который способен сохранить то, что было достигнуто между двумя государствами в этом году.

К сожалению, некоторые молдавские политики, причисляющие себя к пророссийским, ставят под сомнение роль президента в нормализации российско-молдавских отношений, и более того, утверждают, что общение российских официальных лиц с ним приведет к компрометации России в глазах граждан Молдовы. Очевидно, что подобная позиция не способствует развитию отношений между двумя нашими странами. Точно так же, как и попыткам поднять свой рейтинг за счет подобных заявлений.

Что касается активной оппозиционной деятельности Партии социалистов, то наступающая осень должна продемонстрировать, что рейтинг этой партии, уже на сегодняшний день близкий к 40%, неслучаен. Эскалация противостояния президента и правительства неминуемо приведет к протестам, направленным на поддержку различных инициатив президента. И.Додон заявил, что власти республики – парламент и правительство – и дальше будут блокировать любое решение и попытку президента проводить реформы. «Но народ все это видит, люди это прекрасно понимают. Мы в любом случае добьемся тех целей, которые перед собой поставили. И это произойдет на следующих парламентских выборах», – сказал президент.

«Страну ждет год непростой борьбы между президентом, с одной стороны, и с другой стороны, парламентом и правительством. И если этот парламент пойдет на попытку снять с должности президента, то будет референдум, который этот парламент и эта власть обязаны будут провести», – подчеркнул Игорь Додон. Похоже, что уже в ближайшее время все вопросы о том, кто является истинной оппозицией олигархическому режиму, отпадут сами собой.

Ритм Евразии. 18.08.2017

Читайте также: