Косово разделилось во мнениях сербов

Президент Сербии Александр Вучич инициировал общенациональный диалог по Косово. Его цель — решить эту болезненную для Белграда проблему, сняв ключевое препятствие для вступления в ЕС. Первым откликнулся глава МИД Сербии Ивица Дачич, предложивший раздел бывшего сербского края. Однако эксперты считают такой вариант нереальным, а некоторые из них вообще заподозрили сербского президента в подготовке почвы для признания Косово. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

Свою инициативу президент Сербии объяснил так: «Легко сказать: боритесь за Косово. Но это нас всегда вело к войне. Я же хочу пойти иным путем — откровенно поговорить о разрешении косовского конфликта». По словам Александра Вучича, его не смущает, что сербы пока не готовы к болезненному компромиссу, но он убежден, что проблему надо решать.

Желание президента Вучича взяться за проблему Косово, которое большинство сербов называют «колыбелью нации», в то время как его независимость признали уже более сотни государств, объяснимо. Без этого нереальна интеграция Сербии в ЕС, что Александр Вучич считает главной внешнеполитической целью Белграда. Впрочем, инициировав диалог по Косово, президент Сербии предпочел сам пока не высказываться на тему возможного компромисса. Он объявил, что свой вариант предложит только после того, как свою позицию сформулируют все ключевые политики и общественные деятели.

Первым откликнулся глава сербского МИДа Ивица Дачич, который также занимает пост первого вице-премьера, курирующего политические вопросы. В статье, написанной для влиятельной белградской газеты Blic, он предложил радикальный вариант: раздел Косово. «Разграничение, как бы оно ни называлось, на сербскую и албанскую части. Это единственно возможное долгосрочное компромиссное решение при особом статусе для сербских монастырей и формировании содружества сербских муниципалитетов на юге Косово»,— разъяснил господин Дачич свой вариант. Хотя он не стал вдаваться в детали, его предложение предусматривает отход к Сербии населенного преимущественно сербами севера Косово с центром в Митровице.

Идея раздела Косово не нова. Ее начали активно обсуждать в академических кругах в Белграде еще в начале 90-х годов прошлого века, когда нарастало сербско-албанское противостояние. Однако тогдашний сербский лидер Слободан Милошевич идею отмел, сделав ставку на силовой вариант, что в конечном итоге обернулось натовскими бомбардировками 1999 года и провозглашением косовской независимости в 2008 году.

«Идея разграничения в Косово сама по себе легитимна, и в 90-е годы она вполне могла быть реализована — позиции Белграда тогда были куда более сильными, но сегодня шансы на ее претворение в жизнь невелики»,— признал в беседе с “Ъ” источник в сербских правительственных кругах. А другой собеседник “Ъ” в Белграде напомнил: под эгидой ЕС сербские и косовские лидеры достигли в последнее время целого ряда соглашений по нормализации отношений, «поэтому для Брюсселя история с разграничением в Косово завершена».

Идею раздела немедленно отвергли и в самом Косово, хотя и приветствовали инициативу Александра Вучича о запуске общенационального диалога.

При этом один из ведущих сербских политологов Душан Янич назвал идею Ивицы Дачича невыгодной для Сербии. По его словам, на практике эта идея может означать обмен севера Косово на населенные преимущественно албанцами районы на юге Сербии с центром в Прешево. «В этом случае Белград остался бы без 80 км стратегической автомагистрали и утратил транспортную связь с Македонией и Грецией»,— поясняет он.

Поэтому многие региональные эксперты считают запущенную господином Дачичем идею разграничения в Косово не более чем пробным шаром. А некоторые балканисты увидели «потайной смысл» и в инициативе президента Сербии о косовском диалоге. «Призыв к диалогу опоздал, красная черта пройдена, все уже решено, граница установлена, соглашения подписаны, сербской власти в Косово нет. Поэтому это очень похоже на подготовку общественного мнения к признанию Косово и перекладывание исторической ответственности за сдачу Косово на общественность, организации и партии»,— убеждена руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. В интервью «Радио Белграда» она предположила, что «для интересов Сербии выгоднее замораживание сербско-албанского конфликта».

Впрочем, в правительстве Сербии с этим не согласны. «Замораживание конфликта, что предлагают многие, противоречит интересам Сербии, ибо время не работает на Сербию, а еще меньше на косовских сербов, число которых сокращается,— заявил сербский вице-премьер Расим Ляич.— Ускорить решение косовской проблемы необходимо, иначе наступит ползучая независимость, при которой сербы вообще ничего не получат».

Коммерсант. 09.08.2017

Читайте также: