Добрососедская торговля: как могут строить свои экономические отношения Узбекистан и Таджикистан?

Навруз Мелибаев

В своей первой инаугурационной речи американский президент Франклин Делано Рузвельт объявил, что посвятит мировую политику США политике «доброго ближнего» – «соседа, который непоколебимо уважает себя и, потому что он поступает так, то и уважает права других — ближний, который уважает обязанности и святость своих соглашений в мире и с миром ближних». Еще будучи временно исполняющим обязанности президента Узбекистана Шавкат Мирзиеев озвучил примерно похожий посыл. На совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (Высшего Собрания) он заявил, что главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы страны: «Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей — Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана».

Узбекистан и Таджикистан: экономическое сотрудничество - Инфографика.

Однако фундаментальным блоком добрососедской политики во всем мире является режим свободной торговли. На соседей по Центральной Азии приходится всего около 7% всего внешнеторгового оборота Узбекистана, при этом торговля с «братским» Таджикистаном показывает самые низкие объемы среди всех региональных пар. Cможет ли двусторонняя торговля получить новый импульс на фоне политического диалога между двумя соседними странами, начавшегося осенью 2016 года, и какие перспективы развития экономических отношений между двумя странами в целом?

Коротко об истории торговых взаимоотношений

Даже в сегодняшнем глобализированном мире расстояние – серьезно ограничивающий торговлю фактор. Гравитационная модель, используемая в экономике, предполагает, что торговля между двумя странами прямо пропорциональна их ВВП и обратно пропорциональна расстоянию между ними. Напротив, страны-соседи составляют естественный торговый блок, где снижение торговых барьеров дает взаимные выгоды, а культурная близость (обычно коррелирует с географической), общая история и язык играют немаловажную роль. Один пример – в городах, расположенных ближе друг к другу, скорее всего, цены на товары не будут сильно различаться, чем в городах, расположенных на более отдаленном расстоянии друг от друга. Но когда этот естественный фактор ограничивается пограничным режимом, создается неравенство и поле для спекуляции.

Так и Узбекистан, сравнительно долгое время после обретения независимости двумя бывшими советскими республиками, был главным торговым партнером Таджикистана в центральноазиатском регионе и входил в тройку самых крупных торговых партнеров республики в ее внешнеторговом обороте. Если товарооборот двух стран в 1991 году, в первый год обретения независимости этими государствами, оценивался в 10,5 млн долларов США, то в 1995 году этот показатель вырос до 383 млн долларов США, а в 1999 году до 445,4 млн долларов США – максимального значения в истории взаимной торговли двух стран. В 2000 году Узбекистан поставлял до 30% всего импорта Таджикистана и принимал до 15% экспорта Таджикистана (по данным ВТО). Доля Таджикистана в импорте и экспорте Узбекистана была скромнее — 0,5% и 3,3% в 2000 году.

Но уже с 2000 года товарооборот между Узбекистаном и Таджикистаном стал постепенно снижаться. В 2000 г. был подписан Договор о вечной дружбе, но также введен визовый режим, прервано прямое авиасообщение между странами, а также Ташкентом были заминированы обширные участки вдоль узбекско-таджикской границы.

В докладе Б.Ганиева и Ю.Юсупова «Узбекистан: торговый режим и последние события в сфере торговли» (2012 г.) приводится обзор торгового режима и достижений в сфере торговли в Узбекистане за период с 2000 по 2010 гг. и особое внимание уделено торговле Узбекистана со странами Центральной Азии, которая в этот период бурно росла: экспорт товаров из Узбекистана в страны Центральной Азии более чем удвоился, но экспорт товаров в Таджикистан сократился на 38,5% за этот период, а его доля в общем товарном экспорте Узбекистана снизилась с 3,3 % в 2000 г. до 0,5 % в 2010 г. Неболь­шое увеличение экспорта природного газа из Узбекистана в Таджикистан было нивелировано прекращением экспорта многих других товаров. На долю природного газа и электроэнергии пришлось 94,6 % экспорта товаров из Узбекистана в Таджикистан в 2010 г. В тот же период, с 2001 г. по 2010 г., импорт товаров в Узбекистан из Таджикистана сократился на 33%. Увеличение импорта алюминия и строительных материалов было нивелировано прекраще­нием или сокращением импорта многих других товаров. Алюминий и строитель­ные материалы составили около 98% товарного импорта в Узбекистан из Таджикистана в 2010 году.

Если в начале 2000 года Таджикистан был главной страной назначения товарного экспорта из Узбекистана в Центральной Азии, то в 2011 году объем экспорта товаров из Узбекистана в Таджикистан был самым низким по сравнению с объемами экспорта в другие страны Центральной Азии. Также объем импорта товаров из Таджикистана в Узбекистан оказался самым низким по сравнению с объемами импорта из других стран Центральной Азии.

С 2013 по 2015 гг., объемы товарооборота между Узбекистаном и Таджикистаном варьировались от 12 млн до 13,1 млн долларов США, что означало практическое отсутствие взаимной торговли между ними.

Начиная с завершения гражданской войны в Таджикистане, отношения между странами постепенно портились до состояния «холодной войны». «Потерянное десятилетие» стало результатом политических разногласий и конфронтации двух стран по целому ряду вопросов: водно-энергетическим вопросам (Рогунская ГЭС), спорным территориям, проблемам защиты таджико-афганской границы и т.д.

"Хочется особо подчеркнуть, что мы искреннее заинтересованы в укреплении равноправных отношений с братским Узбекистаном, расширении сотрудничества и налаживания связей на всех уровнях", - Эмомали Рахмон.

Некоторое «потепление» политических отношений произошло в середине 2014 года. В сентябре 2014 года во время проходившего в Душанбе саммита ШОС встреча и переговоры глав государств Таджикистана и Узбекистана были более содержательными и плодотворными. «Хочется особо подчеркнуть, что мы искреннее заинтересованы в укреплении равноправных отношений с братским Узбекистаном, расширении сотрудничества и налаживания связей на всех уровнях», — отметил президент Рахмон. На этой встрече с сожалением было констатировано, что объем таджикско-узбекского товарооборота уменьшился с 300 млн долл. США в 2007 году до 2,1 млн за 9 месяцев 2014 года.

«Перезагрузка» узбекско-таджикских отношений

Необходимой политической основой для восстановления экономического сотрудничества стал новый раунд общеполитического таджикско-узбекского диалога, начавшийся осенью 2016 года. Президент Таджикистана 29 сентября 2016 года принял министра иностранных дел Узбекистана, прибывшего в Душанбе с рабочим визитом. По словам пресс-секретаря президента Таджикистана, глава МИД Узбекистана передал устное послание временного исполняющего обязанности президента Шавката Мирзиеева таджикскому коллеге и говорил о готовности Ташкента в восстановлении экономического сотрудничества с Таджикистаном, о возобновлении железнодорожного и воздушного сообщения. Глава узбекского МИД также выразил надежду на справедливое и взаимовыгодное решение водно-энергетических проблем, как передала об этой встрече Узбекская служба Радио «Озодлик» («Свобода»). После этого в Душанбе и Ташкенте побывали несколько правительственных делегаций и комиссий с обеих сторон для обсуждения вопросов демаркации границ, возобновления железнодорожного и воздушного сообщения, упрощения процедуры получения виз и смягчения всего процесса перехода границы на контрольно-пропускных пунктах и целого ряда вопросов в сфере экономического сотрудничества.

Знаковым событием в узбекско-таджикских отношениях явилось восстановление авиасообщения между Узбекистаном и Таджикистаном после 25-летнего перерыва. Регулярные авиарейсы Ташкент-Душанбе будут осуществляться всего один раз в неделю, учитывая, что билет на эконом-класс данного рейса обходится примерно 140 долларов США только в одну сторону. Более доступной альтернативой воздушному сообщению для населения Узбекистана и Таджикистана могли бы быть восстановление железнодорожного пассажирского сообщения и/или автобусных маршрутов между городами соседних стран. Но пока перспективы восстановления обоих видов сообщений находится на уровне обсуждения и рассмотрения рабочими группами двух стран. Не дожидаясь политического решения этого вопроса, один из крупных перевозчиков на рынке Таджикистана Компания «Asian Express Terminal» недавно заявила, что ждет ответа Ташкента о своем предложении организовать автобусные маршруты между городами Таджикистана и Узбекистана. В случае положительного ответа узбекской стороны, уже осенью этого года автобусы компании будут курсировать по маршрутам Душанбе-Ташкент-Душанбе, Душанбе-Самарканд-Душанбе и Душанбе-Бухара-Душанбе.

Также авиа-власти двух стран рассматривают соглашение о воздушном сообщении между Таджикистаном и Узбекистаном, предусматривающее особые условия перевозчиков на обоих направлениях. В случае подписания данного соглашения, авиакомпании двух стран смогут использовать аэропорты Душанбе и Ташкента в качестве транзитных. В этом случае, между двумя странами будет запущена система воздушных грузоперевозок Cargo Airline.

По заявлению официальных представителей узбекского перевозчика «Узбекские железные дороги» между железнодорожными ведомствами Узбекистана и Таджикистана налажены «теплые и доверительные отношения», которые «позволяют урегулировать все спорные вопросы, связанные с перевозкой грузов по железной дороге». В настоящее время на узбекско-таджикской границе действуют несколько межгосударственных железнодорожных пограничных переходов – в Ферганской, Ташкентской и Сурхандарьинской областях.

Но Ташкент в последние годы осуществил несколько проектов, которые помогают ему, напротив, обходить территорию Таджикистана. Пример: дорогостоящая электрифицированная железнодорожная линия Ангрен-Пап. И хотя строительство новых участков железных дорог в сторону Таджикистана уже не рассматривается, тем не менее, узбекский перевозчик «Узбекские железные дороги» предлагает Таджикистану     40%-ю скидку на транзит грузов по железной дороге через свою территорию.

В настоящее время продолжаются встречи и переговоры правительственных рабочих групп двух стран по упрощению процедуры получения виз, а также упрощению процедуры на контрольно-пропускных пунктах на границе Узбекистана с Таджикистаном. По заявлению официальных лиц Узбекистана, о полной отмене виз пока говорить рано.

Выставки и ярмарки как инструменты экономического сближения

Хотя официальные процессы восстановления отношений идут медленнее, чем хотелось бы, деловые круги стран восприняли новости позитивно. Большим событием для них стала выставка-ярмарка промышленных товаров Узбекистана в столице Таджикистана — Душанбе. Первая выставка узбекских промышленных товаров, организованная за 25 лет независимости Таджикистана, состоялась в выставочном центре «Пойтахт-90» с 17 по 21 апреля сего года. Выставка явилась результатом достигнутых договоренностей по итогам 4-х заседаний межправительственной комиссии между двумя соседними странами в целях развития и укрепления торгово-экономических и научно-технических связей. Организаторами выставки выступили торгово-промышленные палаты двух республик и «Узэкспоцентр» (Узбекистан). В выставке приняли участие 160 узбекских компаний с продукцией свыше 1500 наименований. В торговом комплексе «Пойтахт-90» были представлены тракторы и хлопкоуборочные комбайны, легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также продукции предприятий и компаний легкой, фармацевтической, пищевой и текстильной промышленности Узбекистана.

Во время проведения ярмарки предпринимателями и компаниями двух стран были подписаны контракты на общую сумму 50 млн долларов США на поставку промышленных товаров из Узбекистана в Таджикистан. В том числе было подписано соглашение на сумму 1,8 млн долларов США на поставку автозапчастей узбекскими компаниями таджикским коллегам.

На международной выставке «СУГД-2017», проведенной в Худжанде (Таджикистан) узбекские компании и предприниматели заключили 73 соглашений с таджикскими коллегами на сумму свыше 2,5 млн долларов США. Также было принято решение об открытии Торгового дома Узбекистана в г.Худжанд (Таджикистан).

Ответный визит представителей деловых кругов Таджикистана планируется осенью этого года. По сообщению Торгово-Промышленной палаты Таджикистана, в Узбекистане пройдет выставка промышленных товаров из Таджикистана. В рамках выставки запланирован бизнес-форум с участием предпринимательского сообщества Таджикистана и Узбекистана. Главной целью выставки и форума является реализация полученных договоренностей между Таджикистаном и Узбекистаном об укреплении торговых, экономических и научно-технических связей. Также в рамках договоренностей о выставке было принято решение создать совместный Деловой Совет «Таджикистан — Узбекистан».

Как сообщила пресс-служба Торгово-промышленной палаты Таджикистана 20 апреля 2017 года, Узбекистан и Таджикистан договорились о поставках легковых автомобилей марки Ravon. В ближайшие месяцы планируется открытие в Таджикистане представительство узбекского автозавода Ravon и центр по продаже автомобилей данной марки. Предполагается, что цена продажи автомобилей Ravon будет составлять от 7,1 до 9,5 тысячи долларов США.

Как результат проведенных заседаний межправительственных комиссий и организованных выставок, в Таджикистане уже работают 56 узбекских компаний, которые ведут деятельность по продаже (реализации) стройматериалов, электротехники, автобусов, автомобилей и текстильной продукции узбекского производства.

По предварительным расчетам Торгово-Промышленной палаты Таджикистана, объем взаимной торговли между Таджикистаном и Узбекистаном увеличился более чем в два раза за период с января по май нынешнего года. За этот период Таджикистан экспортировал в Узбекистан товаров и сельхозпродукций на сумму 20,617 млн долларов США, а экспорт товаров из Узбекистана в Таджикистан составил 25,681 млн долларов США. Узбекистан поставил в Таджикистан пшеницу, минеральные удобрения, сельхозтехнику и оборудование. Общий товарооборот с января по май 2017 года составил более 46 млн долларов США, что более чем два раза больше показателя товарооборота за аналогичный период 2016 года.

Потенциал торгово-экономических отношений

Торговый потенциал уже сегодня осторожно оценивают в полмиллиарда долларов – именно этого объема странам удавалось достичь в прошлом. Но это в пять раз выше сегодняшних объемов (если по итогам 2017 странам удастся выйти на 100-млн торговый оборот). Несомненно, часть торговли ушла в неформальное пространство, делая выгоду из спекуляции и разницы цен, из которого она может с легкостью выйти, если страны серьезно возьмутся за либерализацию торгового режима.

Но за цифрами торговли скрываются структурные изменения – экономики Узбекистана и Таджикистана изменились, и сегодня их предпринимателям надо искать новые ниши и рынки друг у друга. Тогда как Узбекистан обладает лучшими позициями, будучи гораздо более крупной экономикой и целым рядом востребованных товаров – от газа до автомобилей, Таджикистан со своей ухудшающей экономикой нуждается в инвестициях и новых предприятиях, создающих рабочие места для мигрантов. Таджикистан – член ВТО и пока не собирается вступать в ЕАЭС, что может быть использовано узбекскими инвесторами.

В любом случае, страны, будучи соседями, могут строить новые агломерации подобно финансовым и промышленным городским кварталам, где могут выстраиваться новые производственные цепочки внутри одной отрасли — то есть сельскохозяйственный сектор, хлопковый, пищевой, текстильный сектора двух стран, имея похожие структуры, не конкурируют между собой, а объединяются.

Именно этот вид стратегии – nearshoring –преследуют США и их соседи в торговой политике. Они не торгуют готовой продукцией, а запчастями и компонентами автомобилей, самолетов, компьютеров или телевизоров. Товар, импортированный из Мексики, в среднем на 40 процентов стоимости «произведен в США», из запчастей, которые были импортированы Мексикой из США. При выборе этой модели предприятия перемещают операции или функции в «близкое», но более экономичное место, с небольшими различиями в часовых поясах и меньшим количеством культурных расхождений. Такой подход устраняет межотраслевую конкуренцию между странами и, напротив, создает более сильные отрасли, снижая расходы (конечно, транспортные) и усиливая контроль над операциями, логистикой, управлением запасами и качеством.

Отношения США с соседними странами – в первую очередь, Мексикой и Канадой, конечно, ушли далеко вперед со времен Рузвельта, в первую очередь, благодаря NAFTA, и сегодня каждая из стран-членов этого торгового объединения входит в число крупнейших торговых партнеров друг друга, причем внутрирегиональная торговля достигает более 1 триллиона долларов в год.

Для стран Центральной Азии это недостижимые показатели, но даже небольшой подъем торговли между Узбекистаном и Таджикистаном имеет значение, а общее потепление регионального климата позволяет надеяться на лучшее.

CAAN. 23.08.2017

Читайте также: