Китай требует облегчить ему инвестирование

Анатолий Комраков

Министры промышленности стран БРИКС согласились перевести свои страны на единые стандарты, что может облегчить китайским инвесторам и промышленникам развитие на территориях стран – участниц объединения. С учетом огромной роли КНР в мировом промпроизводстве России предстоит переходить на глобальные китайские стандарты производства.

Министры промышленности стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) на своей второй встрече, которая состоялась в китайском Ханчжоу, приняли План действий по углублению сотрудничества, который включает шесть направлений: производственные мощности, координацию промполитики и стратегий развития, инфраструктуру и технологические инновации, сотрудничество между средними и малыми предприятиями, а также в области стандартов.

Судя по выступлению российского представителя, замминистра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова, Россия хотя и продолжает отстаивать идею объединения различных платформ взаимодействия, но проявляет необходимую гибкость. В октябре 2015 года, когда подобная встреча проводилась в Москве, чиновники обещали расширение формата взаимодействия в реальном секторе с учетом механизмов Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал тогда, что в РФ разработана «дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами БРИКС до 2020 года, которая включает в себя проекты в обрабатывающей, добывающей промышленности, машиностроении, энергетике и ряде других сфер экономики.

Вчера Каламанов говорил о дополнительном импульсе усилению взаимодействия стран БРИКС за счет сотрудничества в рамках консолидированной промышленной технологической платформы БРИКС–ЮНИДО. Он сообщил, что с привлечением финансирования Нового банка развития БРИКС уже утвержден первый на территории России проект по сооружению малых гидроэлектростанций в Карелии проектной мощностью 50 МВт на общую сумму 100 млн долл.

Главный вопрос, который возникает по поводу сотрудничества в области стандартов, – о чем речь? Будет ли новый план толчком для производителей в России соответствовать самым высоким мировым стандартам, что позволит наращивать экспорт промышленной продукции и услуг по всему миру? Или лидирующий в промпроизводстве пятерки Китай любезно предложит воспользоваться своими достижениями в области стандартизации? При этом известно, что, несмотря на все усилия Китая отречься от имиджа страны, производящей продукцию далеко не самого лучшего качества, ему удается далеко не всегда. Например, эксперты пишут, что скандала с турбинами Siemens вполне можно было бы избежать за счет строительства дополнительных генерирующих мощностей на материковой части России и прокладки силовых кабелей на территорию Крыма. Однако оказалось, что закупленные ранее для подобного проекта китайские кабели не соответствуют высоким международным стандартам и перегреваются.

«Вопрос о стандартизации обсуждается уже давно, но заметного прогресса пока нет. Китай активно внедряет в свое производство или даже в процесс строительства новых производственных мощностей такие стандарты, как ISO 9001, ISO 9002, что во многом помогает продвигать китайскую продукцию на американский и европейский рынки. А вот национальные китайские стандарты качества «непонятны» зарубежным рынкам. То есть Китай вряд ли и в дальнейшем будет отказываться от евро-американских стандартов, что затруднило бы продвижение Китая на рынки этих стран, а продолжит параллельно разрабатывать свои, причем очень близкие к международным, стандарты, – сказал «НГ» руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. – Промышленная унификация стандартов БРИКС, если под ними рассматривать именно национальные стандарты, – вопрос крайне сложный и вряд ли реализуемый в ближайшей перспективе. По этому вопросу несколько проще взаимодействовать в рамках ШОС: скорее всего страны будут использовать взаимную «конвертацию» и расширенные формы согласования стандартов, но не разрабатывать единые «стандарты ШОС».

Интересно, что участники встречи в Китае и человек, которому БРИКС во многом обязан своим созданием, абсолютно по-разному оценивают нынешнее состояние и перспективы развития этого неформального объединения.

Замглавы Минпромторга считает, что БРИКС с каждым годом усиливает свое влияние в глобальном масштабе. По словам Каламанова, БРИКС обладает огромным торгово-промышленным потенциалом и перспективами экономического сотрудничества, а сектор промышленности охватывает почти половину ВВП многих стран пятерки. Каламанов добавил, что с момента создания объединения товарооборот России с его странами увеличился с 52 млрд долл. до 78 млрд в 2016 году. Правда, бывший глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев докладывал летом 2015 года, что объем торговли между Россией и остальными членами объединения достиг 105 млрд долл.

Экономист Джим О’Нил, который и предложил инвесторам в 2001 году обратить внимание на быстрорастущие экономики Бразилии, России, Индии и Китая, сегодня находится в стане могильщиков объединения. Еще в том же 2015 году он сообщил, что с точки зрения экономических показателей объединение все активнее теряет «буквы» из названия. «Если следующие три года будут для Бразилии и России такими же, как предыдущий, уже в 2019-м эту группу я бы назвал скорее ИК» (Индия, Китай. – «НГ»).

Независимая газета. 31.07.2017

Читайте также: