Что Армения получила за два года членства в ЕАЭС

Кирилл Соков

В начале июля в Ереване прошла серия мероприятий, посвященных подведению итогов двухлетнего членства Армении в ЕАЭС. Такое членство власти республики стремятся сочетать с активным развитием отношений с Евросоюзом. Последнее рассматривается как некий «запасной» вариант интеграции, создающий определенную «подушку безопасности».

Общие результаты экономического развития Армении в составе ЕАЭС за два прошедших года довольно оптимистичны. В отличие от Киргизии, где процессы евразийской интеграции пока далеко не столь впечатляющи, кавказская республика сумела по максимуму использовать преимущества общего рынка ЕАЭС, чему в немалой степени способствовал «торговый», «предпринимательский» менталитет ее населения. При этом республика не только не имеет общей сухопутной границы с другими участниками союза, но и лишена самого дешевого сухопутного способа сообщения с ними – железнодорожного. Железная дорога в Россию через Азербайджан была заблокирована вскоре после начала карабахского конфликта, а через Грузию – в 1992 г., с началом первой войны в Абхазии. Поэтому возить грузы между Арменией и другими странами ЕАЭС приходится автомобильным транспортом через грузинскую территорию.

По данным Евразийской экономической комиссии, объем взаимной торговли Армении с государствами ЕАЭС по итогам 2016 г. составил 392,1 млн долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем в полтора раза (на 53%). Почти вся «союзная» торговля Армении приходится на Россию (95%). Но и небольшой по объему товарооборот с другими странами ЕАЭС из-за низкой «стартовой базы» тоже заметно вырос: с Казахстаном – на 43%, с Белоруссией – в 2,1 раза, а с Киргизией – почти втрое. По словам министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяны Валовой, в прошлом году Армения заняла в ЕАЭС первое место по темпам роста промышленного производства, достигших 6,7%. Почти в таком же объеме выросло производство сельскохозяйственной продукции, что позволило стране нарастить поставки продовольствия на общесоюзный рынок. Больше всего при этом вырос экспорт фруктов, алкогольных и безалкогольных напитков.

За первый квартал 2017 г. объем торговли РА со странами ЕАЭС, по данным ЕЭК, вырос на 38,4% (до 102,5 млн долл.), что больше уровня 2014 г. на 49%, а 2015 г. – в три раза. ВВП республики за первый квартал этого года увеличился на 6,5%, что является одним из самых высоких показателей среди государств ЕАЭС. «Рост ВВП при вступлении Армении в Союз должен был составить 2%, это примерно 20 млн долл. США в год, – заявил на сессии «Республика Армения и ЕАЭС: новые возможности и перспективы развития» доктор экономических наук Ашот Тавадян. – Но был оценен и ущерб от невступления в ЕАЭС, а также в ЕС. Отказавшись от евразийского объединения, мы теряли бы примерно 0,5 млрд долл. США в год, от невступления в ЕС потери составляют порядка 30 млн долл. США в год». По словам эксперта, со второго года членства страны в ЕАЭС прогноз улучшения экономических показателей начал сбываться. А тот факт, что за первый квартал экспорт вырос сразу на 30%, позволяет ей по итогам года увеличить ВВП на 7%.

Главный внешнеэкономический партнер Армении – Россия. По итогам 2016 г. на нее пришлась четверть (24,3%) всей внешней торговли республики. Общий объем торговли между двумя странами за прошлый год, по данным Федеральной таможенной службы РФ, составил более 1,3 млрд долл. При этом двухсторонний товарооборот из-за поставок энергоносителей имеет резкий перекос в пользу России. Если российский экспорт в Армению по итогам прошлого года составил 957,3 млн долл., то армянский экспорт в РФ – 378,3 млн. Россия поставляет в республику природный газ, нефтепродукты, продовольствие, металлы и металлоизделия, продукцию химической промышленности, каучук, продукцию машиностроения, текстильные изделия и обувь. Из Армении в РФ экспортируются главным образом продовольствие и сельхозсырье, а также машины, оборудование и транспортные средства, жемчуг, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, химическая продукция и минеральное сырье.

Россия лидирует и по объему инвестиций в армянскую экономику. По разным оценкам, ее доля составляет до половины всех накопленных капиталовложений. По данным на март 2016 г., объем российских инвестиций достиг 3,4 млрд долл. В числе крупнейших проектов российского бизнеса в Армении – ввод в эксплуатацию 5-го энергоблока Разданской ТЭС (декабрь 2013 г.), покупка «Вымпелкомом» армянского телекоммуникационного оператора «Арментел», приобретение банком ВТБ «Армсбербанка», модернизация РУСАЛом завода «РусалАрменал», а «Интер РАО ЕЭС» – Севано-Разданского каскада ГЭС. Всего в республике действует около 1,3 тыс. предприятий с участием российского капитала, что составляет треть от общего числа всех совместных предприятий. Россия почти полностью контролирует армянскую энергетику и в значительной мере – транспорт. Газовые сети республики на 100% принадлежат «Газпрому», а железные дороги отданы на 30 лет в концессию РЖД и управляются принадлежащей им Южно-Кавказской железной дорогой.

Вступление Армении 2 января 2015 г. в ЕАЭС произошло на крайне неблагоприятном внешнем фоне. Резкое обострение отношений России и Запада, повлекшее за собой введение взаимных экономических санкций, вызвало падение торговли, валютный кризис и спровоцировало сокращение объема ВВП большинства стран ЕАЭС. По итогам 2015 г. российско-армянская торговля снизилась на 11,6%, что в немалой степени было вызвано колебаниями курса национальных валют по отношению к доллару. Тем не менее, как показало время, стратегически присоединение Армении к ЕАЭС оказалось совершенно правильным шагом.

«Уже на первоначальном этапе членства в Союзе Армения получила новые возможности для развития национальной экономики, – прокомментировала результаты евразийской интеграции заместитель председателя Контрольной палаты страны Ара Нранян. – В первую очередь это возможность приобретения сырья и ресурсов без оплаты экспортных пошлин и тарифов, взаимное признание документов, выдаваемых государственными органами стран ЕАЭС, начало реализации принципов свободного движения товаров, услуг, капитала и людей».

Открытие огромного по меркам Армении рынка ЕАЭС создает для армянского бизнеса совершенно новые перспективы. «Если в первое время по инерции в числе сравнительных преимуществ армянской экономики назывались традиционные отрасли, производство продовольственных товаров, в том числе экспорт коньяка, – заявила А.Нранян, – то сейчас мы можем говорить о потенциале традиционных, но, увы, частично забытых армянских производственных традиций – в первую очередь это легкая промышленность – трикотаж, производство обуви».

В свою очередь, замминистра финансов Армении Армен Айрапетян, как сообщает пресс-служба ЕЭК, обратил внимание на повышение конкурентоспособности армянской экономики за счет «эффекта масштаба» и снятия тарифных барьеров. Снижение стоимости товаров, в том числе сырья, ведет к уменьшению себестоимости производимой продукции, снижению цен на нее и росту конкурентоспособности. Введение Единого таможенного тарифа ЕАЭС вызвало рост доходов бюджета от взимания таможенных пошлин, поступление которых по сравнению с 2015 г. выросло на 30%. Несомненным плюсом ЕАЭС армянские эксперты считают и возможность введения общесоюзных технических стандартов, на разработку которых не надо тратить собственных средств, а также доступ к общему рынку госзакупок.

На этом фоне, мягко говоря, странным выглядит стремление Армении параллельно развивать экономические отношения с Евросоюзом. «Для нас это было довольно сложным решением. С одной стороны, у нас были исключительные отношения с Россий, с другой – глубокие отношения с Евросоюзом, – прокомментировал «евразийский выбор» своей страны председатель Общественного совета Вазген Манукян. – Мы выбрали свой путь. И, как оказалось, мы можем сохранить хорошие отношения с европейскими партнерами, находясь в ЕАЭС».

Напомним, что Ереван планирует заключить с Брюсселем «облегченный» вариант договора о евроассоциации, предусматривающий создание зоны свободной торговли с ЕС. У ЕАЭС такой договор, по словам Т.Валовой, возражений не вызывает, поскольку аналогичное соглашение уже есть у Казахстана и Киргизии. Такая «отстраненность» министра ЕЭК от проблемы непонятна. В конечном итоге «параллельные интеграции» могут постепенно размыть Евразийский союз, «раздергивая» его по другим интеграционным объединениям и превращая в аморфное образование, не способное влиять на внешнеэкономическую политику участвующих в нем стран.

Ритм Евразии. 24.07.2017

Читайте также: